Тема: «Вода источник жизни». (интегрированное занятие)
 

 

   

Тема: «Вода источник жизни». (интегрированное занятие)

 

Цель: Уточнить знания детей о воде и ее состояниях.

Задачи: 1.Закрепить и расширить представления  детей о воде, ее состояниях, роли в жизни человека и живых организмов, о видах воды.

2.Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

3. Развивать речь, мышление, любознательность.

 

Предварительная  работа:

1.Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.

2.Опыт.

Несколько веточек тополя поставить в разные емкости с чистой водой, подкрашенной, соленой водой и несколько веточек оставить без воды. Выводы использовать на занятии.

 

Оборудование :

Фотографии изображающие виды воды водоемов; глобус; оборудование для проведения опытов;

 

Словарная работа:

Мировой океан, исток, устье.

 

Ход занятия

  Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает растение с каплями воды:

- Что вы видите на листочках? (капли воды).

- А если воды не капелька, а больше, что это может быть? (море, река, озеро, родник, болото)

- Вода, в море – какая? (морская).

- Вода, в океане – какая? (океаническая).

- Вода в реках, озерах, родниках, болотах – какая?  (речная, озерная, родниковая, болотная вода)

-  Чем отличается вода в море и океане, от воды в реке, озере, в роднике? (в море  и океане – соленая, а    в реке и озере – пресная)

- Вода, которую мы пьем, какая? (питьевая)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать в мир воды.

  Ребята, посмотрите, кто к нам пришел с листочка, который мы рассматривали? (Капелька)

- А что, нам принесла Капелька? (карту путешествия)

- И так отправляемся, в путь, а Капелька будет нам подсказывать дорогу, посмотрите, куда  нам     нужно идти?

 

(Проходим  к столу с глобусом и макетом для демонстрации образования реки)

- На какой планете мы живем? ( на планете Земля)

- Как называются жители планеты Земля? (землянами)

- Правильно, мы называем себя землянами, потому, что наша планета называется Земля и сам человек живет на твердой поверхности. Но если смотреть на нашу планету из космоса, то, прежде всего в глаза бросается обилие на ней голубого цвета. Посмотрите, пожалуйста.

- Что занимает большую часть поверхности планеты? (занимают моря и океаны)

- Лишь немногая часть остается на суше, на которой мы живем. Так что, недаром нашу планету   называют голубой: это моря и океаны делают ее такой , и именно голубой она , кажется из   космоса. Все океаны и моря – это один огромный водоем. Поэтому все моря и океаны Земли   объединены  одним названием – Мировой океан.

- Давайте  вместе повторим – Мировой океан.

  Океаны и моря – это один громадный водоем, вода все время пересекает из морей в океаны, из   океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и   маленьких рек.

- Давайте посмотрим, как образуются реки.

(Следующий материал моделируется. На пластине создается гора с  извилистыми бороздками. Из кувшина на пластилиновую горку льем воду, и дети наглядно видят, что вода течет под уклоном с возвышенности, наблюдают процесс образования реки. Вода сбегает в поставленную емкость ).

- Любая река начинается с ручейка. Начало реки называется истоком.

- Давайте повторим – исток.

  Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки, становится все   больше и больше. Большинство рек течет к морю. Место, где впадает река в море, называется   устьем реки.

- Давайте повторим – устье.

  На нашей планете много воды, а что произойдет, если не будет воды?

  Значит, нужно, что?  (беречь воду)

- Давайте посмотрим на карту, чтобы узнать, куда нам идти дальше? Там мы узнаем, для чего нам  нужна вода.

(Переходим к столу, на котором составляем схему «значение Воды»

 и рассматриваем результаты опыта с ветками тополя)

- Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

- Правильно, вода поит всю Землю. Ее пьют все на свете поля, леса. Без нее  не могут жить ни   растения, ни звери, ни птицы, ни люди.

- Давайте посмотрим, что произошло с ветками Тополя, которые мы поместили в чистую,

  подкрашенную, соленую воду и с  ветками Тополя, которые остались без воды. (Выводы детей)

- Вот она, какая вода!

- Давайте посмотрим, куда нам идти дальше?

 

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Нам пришло время поиграть

- Ребята, я буду – мама Тучка, а вы – мои детки капельки. Нам пора отправляться в путь. (Капельки    прыгают, разбегаются, танцуют). Мама Туча подсказывает, что им делать.

- Полетели Капельки на землю.… Поиграем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать.   Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки,   взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан. (Дети   перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом   вспомнили, что мама  Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.  Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают   руки вверх). Испарились они под лучами солнышка. Вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.  Теперь с мамой побудьте,   она без вас соскучилась.

- А теперь, продолжим путешествие, рассмотрим карту, куда идти дальше?

 

(Проходим к столу, на котором будем знакомить с агрегатными состояниями воды).

- Самое время познакомиться с водой поближе. Давайте выясним с помощью опытов, какой бывает  вода.

 

ОПЫТ 1. «Вода – жидкая, может течь».

- У нас есть два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Посмотрите, я переливаю воду из  одного стаканчика в другой.

- льется вода?

- Почему?

- Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и    ручейках, не текла бы из крана.

- Значит, какой бывает вода? (жидкой)

 

ОПЫТ 2. «Лед – твердая вода».

- Посмотрите, что я принесла?

- Правильно это лед. Посмотрим, я подержу кубик в руке, что с ним происходит?

- Лед и снег – это тоже вода.

- Значит, какой еще бывает вода? (твердой)

 

ОПЫТ 3. «ПАР – это тоже вода».

- Посмотрите, я открою термос, что вы видите? (пар)

- А теперь, я помещу над паром стекло, что вы видите? (образуются капельки воды)

- Значит, что мы можем сказать о паре? (что пар – это тоже вода)

- Давайте посмотрим, может нам еще надо куда-то идти?

- Значит это все, что Капелька хотела рассказать о воде.

- И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Н. Рыжовой:

           Вы слыхали о воде?

          Говорят она везде!

                    В луже, в море, в океане

                       И в водопроводном кране,

                             Как сосулька,  замерзает,

                    В лес туманом заползает,

              На плите у нас кипит,

                  Паром чайника шипит.

                     Без нее нам не умыться,

                   Не наесться, не умыться!

                    Не наесться, не напиться!

                   Смею вам я доложить:

                     Без нее нам не прожить!

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте проверим, кто был самым внимательным?

- Какие водоемы бывают?

- Для чего нужна вода?

- Какой бывает вода?

- Сегодня вы хорошо занимались, были внимательны. Путешествие окончено.

 

 

 

 

Васильева  С.В.

воспитатель «Детский сад № 203 ОАО «РЖД

г.Абакан