КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. «По ознакомлению детей с весной и уточнению представлений о временах года – К нам пришла весна - красна»
 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

« По ознакомлению детей с весной и

уточнению представлений о временах года –

К нам пришла весна - красна»

 

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Познакомить детей с весной. Учить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе.

2. Уточнить представления детей о временах года. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, в поведении животных и людей.

3. Развивать речь детей. Учить при помощи схемы описывать то или иное время года. Развивать умение подбирать различные прилагательные, соответствующие обсуждаемому объекту.

4. Закреплять умения отгадывать загадки, связывая текст с действительностью. Воспитывать интерес к художественной литературе о животных.

5.Воспитывать любовь к природе, нежное и чуткое отношение к первым весенним цветам, к животным.

МАТЕРИАЛ:

 

1. загадки о временах года

2. иллюстрации с разными временами года на диске в виде слайдов +

    слайд с иллюстрациями времён года поочерёдно сменяющими друг друга

    слайд таблица по описанию времён года

3. игрушки: медведь и лиса

4. стихотворение: В. Шуграева «Медвежонок»

5. загадки о граче, скворце, мать-и-мачехе, гнезде, ветке с зелёными листьями

6.серии картинок:

   сезонные изменения в природе

   животные

   люди

7. поле с 4-мя секторами

8. сектора (платья): красный, жёлтый, зелёный, белый

9. народная сказка «Четыре сестры»

10. кукла «Старик-Годовик»

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. В гости к детям приходит старик-годовик.

СТАРИК-ГОДОВИК: Здравствуйте, ребятки, я старик-годовик! Пришёл я просить вас о помощи. У меня 4 дочки: 1-ю зовут Весна,

                                                                    2-ю          - Лето,

                                                                    3-ю          - Осень,

                                                                    4-ю          - Зима.

А дочки мои хитрые, мне загадки загадали, а я отгадать их не могу. Вы мне поможете?

 

« Стало всё кругом бело,

   Все тропинки замело,

   Кто скажет, кто знает,

   Когда это бывает?»

 

«Солнце печёт, липа цветёт,

  Рожь колосится, зреет пшеница.

  Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?»

 

«Собираем в августе

  Урожай плодов,

  Много людям радости

  После всех трудов.

  Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?»

 

«Зазвенели ручьи,   

  Прилетели грачи,

  В дом свой улей пчела

  Первый мёд принесла.

  Кто скажет, кто знает,

  Когда это бывает?»

( В соответствии с ответом на загадки детям показывается на телевизоре диск со слайдами разных времён года – подбирается правильный слайд)

 

 - Какое сейчас время года?

 - Какое было до этого?

 - Какое было до зимы?

 - Какое будет после весны?

(Показать слайды с изображением времён года поочерёдно, затем слайд с изображением времён года сменяющих друг друга – «круглый год»)

 - Как вы догадались, что сейчас весна? (по каким приметам)

(Использовать слайд-таблицу по описанию времени года)

1. – Солнце (какое? – подбор прилагательных)

2. – Небо (какое? – подбор прилагательных)

3. – Почва (какая?  - подбор прилагательных)

(мокрая) – Почему?

  • Где снег тает быстрее?
  • Что появляется под снегом?

- Угадайте загадку:

«На откосе, на лугу

 Босиком на снегу,

 Первые цветочки,

 Жёлтые глазочки.»

(мать-и-мачеха)

 - Как называются одним словом первые весенние цветы? Почему?

4. – Что происходит весной с деревьями?

 - Загадка:

«Зелёные лоскутки –

 Повисли на прутки.»

(ветка с зелёными листьями)

(просыпаются, появляются первые листочки, а ещё деревья весной цветут, у них появляются серёжки)

5. – Как весной одеты люди?

    - Как были одеты зимой? Почему?

6. – Что происходит со зверями в лесу?

   - Почему просыпаются медведь и ёжик?

Чтение текста В. Шуграева «Медвежонок» (игрушки: медведь и лиса)

«Сосульки со звоном роняет капель,

  Шагает по лесу весёлый апрель,

  А возле берлоги стоит медвежонок

  И лапой глаза протирает спросонок.

  - Откуда капель? – озирается он.

 Была ведь метель – удивляется он.

 И тут говорит лежебоке лисица:

 - Нельзя, медвежонок, так долго лениться.

 Ты в тёплой берлоге всю зиму проспал,

 Поэтому ты и весну не узнал.»

 

- Кто появляется у медведицы у зимой в берлоге?

 - Зачем заяц меняет шёрстку?

 - Какие животные ещё просыпаются весной?

(жуки, гусеницы, червяки)

 - Как их называют одним словом?

7. – Какие птицы прилетают весной?

 - Загадка:

« Всех перелётных птиц черней,

  Чистит пашню от червей,

  Взад-вперёд по пашне вскачь,

  А зовётся птица….(грач).

 

«На листе – дворец,

  Во дворе – певец,

  А зовут его…(скворец).

 

 - Откуда прилетели птицы?

 - Почему улетали?

 - Зачем прилетели обратно?

Пословица: «Всякому мила своя сторона».

 - Что делают птицы весной?

(вьют гнёзда, высиживают птенцов)

 - Загадка:

«Без рук, без топорёнка

  Построена избёнка».

(гнездо)

8. – В какие игры мы играли на улице зимой?

 - Как можно играть весной?

 

2.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

3.Дидактическая игра «Времена года»

 (Подбор цветов, соответствующих временам года: белый – зима, зелёный – весна, красный (розовый) – лето, жёлтый – осень).

 

СТАРИК – ГОДОВИК предлагает выбрать цвет платьев для своих дочерей.

Серии картинок:

1) Сезонные изменения в природе

2) Животные

3) Люди

Дети обсуждают цвета четырёх секторов, их соответствие разным сезонам и решают, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Дети выбирают картинки поочерёдно из каждой серии и размещают их по секторам. Затем дети обсуждают и оценивают выбор друг друга.

В результате они убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

 

4. Рассказ СТАРИКОМ-Годовиком народной сказки «Четыре сестры»:

«Жили на свете сёстры: Зима, Весна, Лето и Осень. Зима была седая, белая. Весна была молодая, белолицая, в зелёном наряде с голубыми глазами. Лето было в красном наряде, загорелое – загорелое. А Осень -  златовласая, в жёлтой шали.

Пошла Зима, Весна и Лето в гости к Осени. У неё на столе и груши, и яблоки, и сливы, и арбузы, и дыни, и белый каравай, и пахучий мёд. Пообедали сёстры и стали благодарить осень. Осень и говорит:

 - Нет, это я вас должна благодарить. Ты, Зима, землю снеговым одеялом укрывала, прятала от Деда Мороза. Ты, Весна, поля дождями поливала. Ты, Лето, ясное солнышко посылала, чтобы всё созрело. Сёстры и рады: - Все мы хорошо потрудились!»

 

СТАРИК-ГОДОВИК: Ну что, нравятся вам мои дочки?

А какая дочь вам больше по нраву?

Почему?

Ну, мне пора домой, в лес. Ждёт меня самая меньшая дочь, любимая – Весна. Передам ей от вас привет.

До свидания!

 

Конспекты занятия Нефёдовой Аси Владимировны
воспитателя 1ой квалификационной категории Государственного Дошкольного Образовательного учреждения детский сад №76 компенсирующего вида Калининского района города Санкт-Петербурга