Народное творчество в детском саду
 

 

 

«Народное творчество, как средство воспитания любви к родному краю через театрализованную деятельность и нравственные аспекты».

 

Современный мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информаций. В поисках цельности человек обращает свой взор  к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда неутрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику.

Тема народного творчества разнообразна и многолика. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и различных материалов. Но меня всегда влекло одно направление темы народного творчества, над которой я работаю пять лет, это:

«Народное творчество, как средство воспитания любви к родному краю через театрализованную деятельность и нравственные аспекты».

В работе я использую  литературу:

1.    «Играем в кукольный театр» Н.Ф.Сорокиной Москва, 2000

2.    «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров» Л.Куцакова метод. каб. дош. воспитания МГИУУ (Д. /в. №1,2,7 – 90г)

3.    «Рекомендации к организации театрализованных игр» Р.Сягуткина (Д./в. №8/88)

4.    «Театрализованные занятия в д./саду» М.Д.Маханева Москва 2001.

5.    «Театрализованные представления в детском саду». Е.А.Антипина, Москва, 2010г.

6.    «Театр кукол и игрушек в детском саду». Составитель О.П.Власенко – Волгоград. Учитель, 2009г.

Стараюсь внедрять их опыт в работе с детьми в детском саду. Показываю вначале детям на фланелеграфе, театр петрушки, теневой театр. Дети с большим удовольствием смотрят сказки. Это воспитывает в них сосредоточенность, внимание. Использую пальчиковые театры. Игры с этими куклами помогают управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают навыками общения, у них развивается воображение.

Постепенно ввожу настольный театр, использую игрушки из глины по типу дымковской игрушки, из конусов.

народное творчество в детском саду

Затем перехожу к показу более сложного театра. Знакомлю с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начинают работать на новой сцене, я даю им поиграть с игрушками, а потом переходим к кукловождению.

В итоге мы уже с детьми изготовляем игрушки для кукольного театра, рисуем вместе атрибуты.

Прежде чем приступить к показу сказок ,  в группе мы оформляем уголок книги, уголок иллюстраций и картин, уголок театра: последний условно разделяем на две части: «Волшебные превращения» и «Встречи с героями театра».

 Дети часто проводят много времени в уголке театра, листают страницы книг, знакомятся с пьесами сказок. Я стараюсь, чтобы весь подобранный материал соответствовал сюжетам произведений уже известных детям, был легким для запоминания.  Провожу серию занятий, делаю упор на обучение творческому рассказыванию с интонационной выразительностью речи.

народное творчество

Занятия строю по принципу постепенного усложнения. На первом подготовительном этапе задание по кукловождению не включаю. Детей обучаю описывать природу, место действия, портрет персонажа, его настроение. И лишь потом обучаю ребят кукловождению (объемный настольный театр) несложных инсценировок.

Следующий этап, на котором творческое задание усложняю, включает в себя составление рассказов по литературному образцу. Выявляю, что не все дети могут точно, образно описать героя, его портрет, что речь их бедна, невыразительна, в ней мало эпитетов, сравнений. Этот пробел восполняю на других занятиях и в повседневной жизни.

Детям предлагаю задание на придумывание эпитетов к разным словам. Поначалу они терялись, особенно трудно давался подбор сравнений, поэтому в качестве образца детям предлагаю выдержки из литературного произведения.

Очень помогают на подготовительном этапе дидактические игры, такие как, «Опиши предмет», «Я начну, а вы заканчивайте», которые обогащают речь детей, делают более точным, выразительным язык. Уделяю внимание и работе интонационной выразительности речи. Учу ребят читать стихи то удивленно, то насмешливо, то возбужденно. Не всем сначала удается сочетать интонационную выразительность речи с движениями. Приходится показывать, как передавать настроение героев сказки, их характер. Фигурки, используемые для инсценировок, всегда находятся в уголке театра. Они как бы побуждают ребят к игре с ними. Так постепенно создается образ, какого – либо героя (непослушного медвежонка, трусливого зайца, доброго храброго петушка).

Участвуя в театрализованных представлениях, в детях воспитывается ответственность, желание не подвести товарищей. Театр дает возможность познать себя, развить свои артистичные возможности.

Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни.

В сказках знакомлю детей с трудом, бытом обычаями народов. Как и у русского, так и у мордовского народа очень много сказок. Сказки учат детей справедливости, честности, благоустройству. Знакомясь, с той или иной сказкой стараюсь довести до их сознания главную идею произведения, учу оценивать поступки героев.

Анализируя и сравнивая русские и мордовские сказки, дети делают вывод, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, справедливость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

Так в беседах дети узнают, что герои: русский и мордовский богатыри, освобождают родную землю от врагов и чужеземных захватчиков, от зла и насилия своего народа – способствует воспитанию патриотизма.

Поэтому театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.

С детьми старшей группы мы драматизировали русскую народную сказку «Гуси-лебеди» , ставили кукольные спектакли «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка) и другие. Костюмы придумывали и делали совместно с  родителями, декорации рисовали вместе с детьми.

Посмотрев спектакли, родители изменили отношение к нашей работе, ведь порой они даже и не подозревали, что их дети так талантливы, артистичны и музыкальны.

Свой опыт работы я отразила в выступлениях на педсоветах, педагогических объединениях, родительских  собраниях,. Подготовила и провела семинар – практикум для воспитателей детского сада  по теме : «Кукольный театр в детском саду» (Использование театрализованных кукол во всех возрастных группах).

         Переодически провожу консультации для воспитателей , Вот некоторые из тем:

1.    «Использование устного народного творчества в работе с детьми детского сада»;

2.    «Рекомендации к организации театрализованных игр»;

3.    «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров»;

4.    «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»;

5.    «Приоткрыть дверь в храм искусств».

 

Уже сейчас можно сказать, что наши дети многому научились, богаче и выразительнее стала их речь, появилось желание самостоятельно или с небольшой помощью составлять рассказы, сказки, зародился интерес к театральной игровой деятельности, а главное: мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемой удивительным словом – театр.

Матюхина Марина