Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног. «Играем пальчиками»
 

 

 

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног.

«Играем пальчиками»

                                                                     

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание,    память, ориентировку в пространстве, быстроту;

учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;

учить элементам самомассажа рук и ног;

учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

 

Ход занятия.

Воспитатель. Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру  «Как живешь?».

 

(проводится пальчиковая игра «Как живешь?»)

-Как живешь?

-Вот так! (большие пальцы вперед)

-Как плывешь?

-Вот так! (имитация плавания)

-Как бежишь?

-Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

-Вдаль глядишь?

-Вот так! («бинокль»)

-Ждешь обед

-Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

-Машешь вслед?

-Вот так! (помахать кистью руки)

-Утром спишь?

-Вот так! (обе руки под щеку)

-А шалишь?

-Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

 

Воспитатель. Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж)

-Вы готовы, глазки?

-Да! (поглаживание век)

-Вы готовы, ушки?

-Да! (поглаживание ушей)

-Вы готовы, ручки?

-Да! (поглаживание кистей рук)

-Вы готовы, ножки?

-Да! (поглаживание ног)

-Вы готовы? (развести руки в стороны)

-Да! (обнять себя руками)

Воспитатель. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель. Приехали!

Первая станция «Лесная».

(Проводится подвижная игра «Найди свою палатку»)

Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание,    память, ориентировку в пространстве, быстроту.

В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель. Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант)

  • Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
  • Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
  • Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
  • Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
  • Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.

Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

 

Воспитатель. Поехали дальше? (идут поездом по ребристым доскам)

Вторая станция «Театральная»!

(Проводится малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны»)

Цель. Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

(Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают.)

·         Петушок: Петушок стоит весь яркий

                 Гребешок он чистит лапкой.

·         Гусь:    Гусь стоит и все гогочет,

                  Ущипнуть тебя он хочет.

·         Кошка: У кошки ушки на макушке,

                       Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель. Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

Третья станция «Массажная».

Цель. Научить элементам самомассажа рук и ног.

(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов)

Воспитатель. Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

(Проводится игра-массаж «Китайские шары»)

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель. Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?

(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук (от периферии к центру))

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою («моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики. (расцепить пальцы и перебирать ими)

 

Воспитатель. А теперь переходим на массаж стопы.

(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе я их соберу

И поглаживать начну. (поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,

Каждый пальчик покручу. (растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.

(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель. Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

 

Четвертая станция «Джунгли».

(проводится подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню «Чунга-чанга»))

Цель. Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель. Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1.      Руки согнуты в локтях  и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.

2.      Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.

3.      руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену

4.      Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.

5.      ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель. Ловец!

(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель. Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Пятая станция «Игровая».

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1)      Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):

·         «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.

·                                       «Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.

·         «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

·         «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

Воспитатель. Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2)      Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3)      Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

 

 

Воспитатель: Гламоздина С.В. 

г. Абакан.

НДОУ «Детский сад №203 ОАО «РЖД»