КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.
Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.Камшилов.
Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.
Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:
· Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
· Формирование знаний о природе;


· Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Работа ведется по двум направлениям:
· Формирование начал экологической культуры у детей;
· Развитие начал экологической культуры у взрослых.
В своей работе использовала следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:
· самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;
· постановка опытов и экспериментов;
· стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.
Наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.
Наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.
Совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.
Чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.
Еженедельное проведение занятий по экологии, использование ИОС (игровых обучающих ситуаций), беседы, развивающие игры развивают положительное эмоциональное отношение к природе.
Работая воспитателем на младшей и средней группах, выбрала направление: «Воспитание у детей экологической культуры».
Изначально была проведена диагностика знаний и умений детей по экологии, на основе которой позже и был разработан проект под названием «Зеленый наряд Земли», в который я включила и опытно – исследовательскую работу, и изодеятельность, и активную деятельность родителей воспитанников.


Цель проекта – актуализировать знания детей о разнообразии растительного мира.
Реализацию проекта начала со знакомства детей с овощами и фруктами, их разнообразием, сходством и отличием, пользой для человека. На занятии «Чудесная
корзиночка» дети учились называть, различать, описывать овощи и фрукты, а затем рисовали и наклеивали по желанию в импровизированную корзинку.
Проводила дидактические и настольные игры «Кто быстрее соберет фрукты (овощи)», «Съедобное, несъедобное», «Что лишнее?», «Как зовут тебя деревце?» и др… Систематическая и последовательная работа помогла мне научить ребятишек классифицировать овощи и фрукты, называть их, включить в свой словарный запас. Совместно с родителями я организовала выставку под названием «Дары природы» из овощей, фруктов, природного материала.
На следующем этапе проекта я знакомила детей с сезонными изменениями в природе. Ежедневные наблюдения помогли детям анализировать, сопоставлять, делать выводы. Ребята отражали свои наблюдения в рисунках, в календаре природы.
Большую роль играет совместная деятельность педагога и детей. Вместе с детьми мы учились ухаживать за растениями в группе, мыли листья, поливали и рыхлили землю, проводили подкормку цветов, сажали лук в сухую и сырую землю, наблюдали, где быстрее вырастет перо. Дети с огромным интересом наблюдали за процессом роста лука и с восторгом рассказывали каждое, замеченное ими новоизменение.
Проводились опыты с водой, снегом, воздухом, как они влияют на развитие и рост растений. Интерес детей был огромный, они с увлечением делились впечатлениями со своими родителями.
На третьем этапе я познакомила ребятишек с лесом, его обитателями. Мои ребятки узнали что такое кладовая природы, рисовали деревья, грибы, ягоды, научились их различать и называть.
На каждом занятии использовала художественное слово, народный фольклор (потешки, загадки, песенки и др.), материал из детской энциклопедии и другой познавательной литературы.
Дети узнали произведения писателей – природоведов В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина и др.

Использовала и музыкальный материал. ( П.Чайковский «Времена года», детские песенки)
Привлекались и родители, с которыми проведен конкурс экологического плаката, конкурс моделей одежды из бросового и природного материала.
Параллельно с ознакомлением с природой мною проводились занятия по изодеятельности. Дети рисовали, наклеивали, лепили то, что увидели, что запомнили, что сами захотели сделать своими руками. Это «Грибная полянка» и «Кисть рябины», и «Овощи для щей», и «Зайкина морковка».
Завершением проекта стал стенд с фотографиями под названием «Экология и я – лучшие друзья», а также альбом с работами детей.
Не были забыты и родители, которых мы с детьми приглашали на занятия. Для них проведены консультации на экологические темы, и КВН «Природа вокруг нас», на котором подведены итоги конкурса экологического плаката, моделей одежды из бросового материала.
Из результатов проведенной мною работы сделала вывод:
· Дети научились самостоятельно наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, делиться своими мыслями.
· Стали проявлять интерес к комнатным растениям, ухаживать за ними.
· Наметилось позитивное изменение поведения детей в природе.
· Дети начали проявлять интерес к познавательной литературе.
Таким образом, повышение определенного уровня экологических знаний детей – это результат работы над проектом, результат моих педагогических усилий, которые и мне помогли повысить свой профессиональный уровень и помогут планировать свою работу в будущем.

 

Воспитатель I категории

Дулова Татьяна Витальевна

Краснодарский край станица Выселки.

МБДОУКВ №2 "Ласточка"