Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу
 

 

 

 

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Клавдии Аркадьевны

«Добрый поступок».

Воспитатель: Ребята, хотите сегодня отправится в поход?

Дети: Да.

В.: А что мы возьмем с собой в поход?

Д.: Рюкзак, еду, воду, нож, спички, ложки, палатку и т.д.

В.: Но прежде, чем отправится в поход, давайте вспомним правила поведения на природе.

   (дети рассказывают правила и показывают значки)

                                                                      Лесные правила:


Если в лес пришли гулять.

Свежим воздухом дышать;

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай:

 

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки.

Убегут с лесной опушки.

 

Ветки дуба не ломать.

Никогда не забывать:

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришел не убивать.

 

Бабочки пускай летают.

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

  

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.


(Из-за домика выходит бабушка и плачет)

В.: Бабушка, что случилось? Почему ты плачешь?

Б.: Как же мне не плакать. Дед попросил испечь колобок. Я по сусекам помела, по амбару поскребла. Набрала муки, замесила тесто, слепила колобок, поставила в печь. Он испекся, я его на окошко поставила студить. А он куда-то делся.

В.: Ребята, что нам делать? Отправляться в поход или помочь бабушке найти колобка?

Д.: Найти колобка!

В.: Правильно, ребята. В поход мы еще сходим, а вот помочь мы должны сейчас. Давайте расспросим бабушку, может она что-то забыла нам рассказать.

Дети задают вопросы:

·         Бабушка, ты точно положила колобок на окно студиться, а не на стол?

·         А он был пропеченный?

·         А какой он был формы, круглый? Значит он мог укатиться.

·         А, ты, бабушка, завернула его в платок или полотенце?

·         Бабушка, а на тарелке ничего не осталось. Когда колобок исчез?

Б.: Ой, я совсем забыла. Там какой-то листок бумаги лежал.

Воспитатель читает: «Отгадайте загадки и прочитайте слово по первым буквам отгадок».

 


                   Загадки:

1.Четыре братца под одним шатром стоят.    (Стол)

2.Удвухматерей

   По пять сыновей.      (Пальцы)

3.Сам алый, сладкий, сахарный,

   Кафтан зеленый, бархатный.    (Арбуз)

4.Летит – молчит,

   Лежит – молчит,

   Когда умрет,

  Тогда заревет.       (Снег)

5.Весьмиродевает

    Сама нагишом.   (Игла)

6.Я по небу летаю.

   Бываю грозовою,

   Бываю снеговою.

   Иногда плачу.      (Туча)

7.Зимойилетом

   Одним цветом.    (Ель)


(По первым буквам отгадки составляют слово «СПАСИТЕ»)

В.: Смотрите, ребята. Здесь еще один листок. Что это значит? Как  нам разобраться?

(На листе схема березы)

«Расскажите все, что знаете об этом дереве».

В.: Давайте сначала найдем листок от березы

1. «Найди листок»

2. Загадка: «Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит».

3. кора на березе называется береста. Черные штрихи на ней от нечистого воздуха. Чем чище воздух. Тем белее ствол березы.

4. Береза зацветает до появления листьев.

5. Это единственное дерево с белым стволом.

6. Береза знаменита березовым соком. Он очень полезен и богат витаминами.

7. Иногда березы «плачут», когда у них берет сок. Их ранки надо замазывать землей или глиной.

8. Из древесины березы изготавливают мебель, а из бересты деготь и краску.

9. Летом у березы ствол прохладный.

10. Из березовых почек делают лекарство.

11. Из березовых веток делают веники.

     (Дети читают стихотворение С.Есенина «Белая береза»)

В.: Ребята, а как называется лес, в котором растут одни березы?

Д.: Березняк.

В.: Смотрите, ребята, кто-то в березняке подковку потерял. Давайте с ней поиграем.

      (Игра «Подковка»)

В.: Ребята, мы совсем забыли. Нам колобка нужно выручать из беды. Смотрите, здесь конверт какой-то лежит. Давайте его откроем.

(Воспитатель открывает конверт, читает: «Расскажите обо мне. Какая я.» и достает картинку лисы)

Дети рассказывают о лисе все, что они знают и в каких сказках она встречается.

Воспитатель читает: «Если не разберете слово «ЛИСА», я съем колобка»

В.: Ребята, давайте разберем слово «ЛИСА»

     Какой первый звук в этом слове? (Л)

    ……………………. второй звук? (И)

    ……………………. третий звук? (С)

    ………………....четвертый звук? (А)

Дети звуки обозначают фишками.

·         Сколько гласных звуков? Какие?

·         Сколько согласных? Какие?

·         Давайте поменяем фишки на буквы.Прочитаемслово«ЛИСА»

·         Поставим ударение.

·         Сколько слогов в этом слове?

·         Давайте придумаем предложение со словом «ЛИСА».

·         Дети говорят варианты предложений, одно из предложений выкладывается на доске.

·         Сколько слов в этом предложении?

·         Какое первое, второе, третье….

·         Как пишется предложение?

В.: Вот мы все разобрали, а что же дальше нам делать? А давайте, ребята, сделаем лисе подружек. Лисе не будет одиноко и она не станет красть колобка.

Дети делают «лису» методом «оригами» и дарят лисе. Лиса возвращает колобка бабушке.

В.: Дети, давайте расскажем лисе пословицы о добре.

     (Дети рассказывают пословицы).

Б.: Спасибо вам, ребята за колобка. А за то что выручили вы его. вот вам мое угощение.

Предисловие

         Опыт работы воспитателя МДОУ №296 г. Уфы: Мельниковой Клавдии Аркадьевны – высшаяквалификационнаякатегория