Игры с блоками Дьенеша для детей от 3 до 5 лет
 

 

Игры с блоками Дьенеша для детей от 3 до 5 лет.

Для работы с детьми в детском саду существует огромное количество разнообоазных дидактических материалов, однако возможность формировать важные для умственного, математического и мыслительного умения дают не многие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки позволяют овладеть мыслительными операциями и действиями: классификация, обобщение, кодирование и т.д. они позволяют:

1) Ознакомить детей со свойствами предметов, цветом, формой и размером.

2) Развить мысдительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать.

3) Усвоить навыки алгритмической культуры мышления.

4) Развить познавательные процессы (восприятие, память, воображение, внимание).

5) Развить творческие способности.

Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с 4 свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной.

В работе с детьми я поставила перед собой цель формировать у детей умение отличать цвет, форму, размер предметов.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

1). Знакомить детей с сенсорными эталонами.

2). Знакомить детей со знаками-символами, схемами.

3). Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать и обобщать свойства предметов.

4). Упражнять в решении логических задач.

5). Развивать интеллектуальные способности.

6). Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение и память.

Для работы с детьми  я создала условия:

1). Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками.

2). Изготовила игры с блоками.

3). Сделала схемы, карточки по работе с блоками.

4). Создала перспективное планирование.

 

Опыт работы  я строила на следующих принципах:

1). Принцип систематичности и последовательности.

2). Принцип наглядности.

3). Принцип доступности.

4). Принцип индивидуального подхода.

На первом этапе с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. С этой целью предлагали сравнивать фигуры с помощью приема наложения. Детям давали задание на выделение фигур по одному признаку, которые указаны с помощью условных обозначений: «Выложи все красные фигуры», «Цветная дорожка».

Во втором полугодии средней группы я проводила второй этап, на котором детям предлагалось на основании двух-трех свойств выбрать фигуру. Например, круглую, красную; или желтую, треугольную. Для этого проводились игры «Угадайка», «Где чей гараж», «Засели домик». В работе использовала наглядный метод: рассматривание, создание ситуации, сравнение. Наглядный метод связывала со словестным. Например, в играх: необычные фигуры. Использовала вопросы, объяснения, рассуждения, поощрения. Детям очень трудно дается объяснение. Использовала практические методы: самостоятельное действие детей по решению основных задач. В работе использовала приход сказочного героя, сюрпризность, разъяснение понятий.

В средней группе детей познакомила со знаками – символами. Дети с трудом запоминали символы с отрицанием свойства.

Активизировала работу с родителями. Родители заинтересовались работой с блоками и участвовали в играх-тренингах. Многие преобрели логические блоки детям.

К концу года дети научились:

1). Оперерировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы.

2). Научились оперировать двумя свойствами.

3). Сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по трем свойствам.

В работе с детьми я использовала игры: «Мыши и сыр», «Автотрасса», «Город геометрических человечков», «Сказка о веселых зверятах».

Наши любимые игры:

.

1) Город геометрических человечков

Правила игры: человечки( блоки) возвращаются домой, идут по дорожкам в свои дома, соблюдая правила

·                    Заселение в пятиэтажный дом

·                    В городе район больших и малых фигур, улицы разных цветов  (3,4 -этажные дома в виде геом. Фигур)

·                    Дорожки-черные, значки-символы

2) Сочиним сказку  «Путешествия веселых зверят».

Детям расказывается сказка, по ходу которой зверята выполняют задания:

 

Жил-был медвежонок, рано утром он проснулся, позавтракал желтым медом из большого круглого бочонка и вспомнил, что у лисенка сегодня День Рождения. Он решил подарить кулек конфет. Лисенок любил все треугольное, круглое и маленькое. Медвежонок закрыл дверь в своем доме. Она была большая, треугольная, красная. По дороге он решил зайти к белке. Белка жила за рекой. Построим широкий мост. В лесу                     много деревьев. Дупло белки маленькое и круглое. Белка испекла пирожки с разной начинкой. Поможем допечь. Они пришли к лисенку и решили поиграть в прятки (нужно   спрятаться в норку, к которой подошел ключик на ошейнике). Лисенок всех угощал      тортом (подбери  кусочки).

 3) Отгадайка

Правила: выложить фигуры в таблицах по правилам

4) Мыши и сыр

Мыши стали делить большую головку сыра на кусочки (только желтые)

1.                  Чем отличаются кусочки? Починим сыр.

2.                  Кусочки лежат в сыре, за каждой дверкой живет мышка. Под большой- веселая, под маленькой- грустная

3.                  Найти удивленную (или сердитую) мышку. Найти кусочек не квадратный , не прямоугольный, не треугольный, маленький

4.                  Мышки спрятали кусочки в норках ( 2 обруча)

5.                  Разложи кусочки в ряд ( построй 2 ряд)

Правила игры : мыши поселились в головке сыра, разделили ее на кусочки

·                    Нужно починить сыр, найти нужные кусочки

·                    Кусочки лежат в сыре, нужно найти нужную фигуру ( под большими-веселые мышки, под маленькими- грустные)

·                    Мыши убежали в норки ( разложить кусочки в обруче)

·                    Построить цепочку по правилу

5) Автотрасса

Правила игры: дети строят цепочки-дорожки из блоков по правилам

·                    Две дорожки ( узкая и широкая)

·                    Три дорожки ( по правилам-символам)

·                    Три дорожки разной ширины

 6) Найти нужную ветку

Правила: дети находят нужные дерево и ветку, в зависимости от условий. Использование игр с блоками Дьенеша способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

 

Ермолаева Юлия Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад № 43 компенсирующего вида Калининского

района СПб