Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по теме «Наша кормилица Земля»
 

 

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми  подготовительной к школе группе

по теме «Наша кормилица Земля»

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»

- Продолжать знакомить детей с понятием черноземная почва, ее свойствами и ролью в жизни человека, растений, животных,

- С помощью опыта подвести детей к выводу, что условия для роста растений в разных почвах разные.

- Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Закрепить знания детей о сельскохозяйственной  технике, использование ее в работе.

- Познакомить детей с подземными обитателями, показать их приспособленность к почвенной среде (на примере дождевых червей).

- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

Материал: одинаковые емкости с песчаной, каменистой, глинистой, черноземной почвой, пшеничные зерна пророщенные в разных почвах, лейка с водой, презентация слайдов о природе Краснодарского края.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, все мы знаем, что живем на огромной планете Земля.

-      А чем же прекрасна наша Земля? ( на Земле живут люди, растения, животные, есть реки, моря, океаны, леса, поля).

-       Но самое главное для нас с вами то, что мы живем в прекрасном краю, на нашей родной Кубани, которая славится своими богатыми полями, посмотрите, как прекрасна наша Кубанская земля:  (показ слайдов)

-      Мы знаем, что самый верхний слой земли называется почва.

-      Почвы бывают разные.

-      Влад, подойди и выбери любой лоточек с почвой (выбирает).

-      Что это за почва? (песчаная)

-      Потрогай песок.

-      Что ты можешь сказать про песок, какой он? (мелкий, сыпучий, желтый).

-      Аня, а это какая почва? ( показывает- каменистая) .

-      Возьми камушки в руки, нажми на них пальцами. Рассмотри. Какие они? (твердые, неровные, разной формы, разного размера).

-      Дима, а это что за почва? (глинистая).

- Потрогай глину. Какая она?  (мягкая, липкая, состоит из очень мелких частичек).

- А чем глина отличается от песка? (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая, мокрая глина мягкая, сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная, при ударе разбивается на кусочки).

-Арина, а что ты можешь сказать про эту почву? (показывает, это черноземная почва). Воспитатель: эта почва самая плодородная, на ней очень хорошо растут растения.

- Прикоснемся к земле, почувствуйте, какая она? (мягкая, пушистая, влажная).

- Оказывается в ней есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной. Опавшие листья, засохшие стебельки и корни растений перегнивают и получается перегной.

- Ребята, вы, наверное, немного устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка. Часть родной земли. Весною буйно все растет, Деревья расцветают! Когда придешь на огород, Возьми комок земли. Смотри - он теплый, он живой Пропитан влагой дождевой

В нем корешки цветов живут, он червякам дает приют, в нем влага, воздух, перегной... Он часть твоей земли родной! (дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, какие животные живут в почве? (дождевые

черви, улитки, кроты, жучки, паучки, лягушки).

-    А  животные обитающим в почве приносят пользу? (да).

-      Животные, обитающие в почве перемешивают ее, рыхлят и измельчают остатки растений. Они повышают плодородие почвы, а ведь это самое главное.

-      Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

-      Может быть кто-нибудь из вас встречался с дождевым червяком, когда тот после дождя вылезал из затопленной норки? Вы с уважением отнеслись к червяку? Не поступили так, как некоторые люди, которые не любят дождевых червей, стараются раздавить их.

-       Сегодня  к нам в гости хотел прийти дождевой червяк, но он боится  людей, этот червяк прислал нам письмо, и еще вот этот сундучок: Но мы потом посмотрим, что находится в сундучке, а сейчас я вам прочитаю письмо.

Письмо дождевого червя.

«Здравствуйте! Я бы очень хотел сказать: Здравствуйте, дорогие друзья!». Но боюсь, что вам это не понравиться. Не всем хочется дружить с обыкновенным дождевым червяком. Смею заверить вас, что мы, дождевые черви, заслуживаем уважения за свой неустанный труд. Мы, дождевые черви, выполняем роль мусорщиков и санитаров. Мы превращаем ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роем хода, рыхлим землю. По этим ходам к корням растений легко проходит вода и воздух. Чем больше нас будет, тем лучше будет почва. Мы помогаем людям выращивать хороший урожай.

«Дождевой червь.»

 

Воспитатель: видите ребята, что не только насекомые и животные заботятся о земле,но и люди тоже.

- Какие работы люди будут выполнять весной в поле, огороде? (люди вскапывают землю, рыхлят, поливают, удобряют, и тогда почва дает богатый урожай зерна, овощей ягод и фруктов).

-       А мы с вами тоже потрудились. Мы посадили пшеницу в разные почвы глинистую, каменистую, песчаную и черноземную - рассматривают почвы.

-     Растения росли при одной температуре, при одинаковой освещенности, при одинаковом поливе.

-     Но чем же отличаются всходы пшеницы, выращенные в черноземной почве? (дети сравнивают всходы пшеницы).

-      Чернозем самая плодородная почва, поэтому всходы взошли быстрее, они более зеленые, пышные, густые.

-      Правильно ребята, только земля может давать богатый урожай.

-      Люди заботятся о земле, любят ее, поэтому в народе придумали много поговорок о земле.

-     Мы с вами тоже их знаем, (дети рассказывают поговорки).

-      «Кто мать – сыру землю любит, тот голоден не будет».

-      «Земля кормит людей, как мать детей».

-      «Хоть земелька и черна, а белый хлеб родит».

Воспитатель: а сейчас ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Назови правильно» (на столе картинки: орудия труда, транспорт, который предназначен для обработки земли, перевозки урожая и профессии людей, трудящихся на земле). Дети называют картинки и рассказывают для чего, что предназначено.

Воспитатель: ребята, вы утомились, давайте отдохнем, сядем поудобнее, закроем глаза, послушаем музыку (Аудиозапись спокойной мелодии)

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый свежий воздух.

Колышутся травы.

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником

Всему живому.

Итог занятия: молодцы ребята, вы были активными, внимательными, дружными, правильно отвечали на вопросы.

-     Влад, интересно тебе было на занятии?

-      Что узнали нового?

-     Чьи ответы Аня тебе больше понравились?

-  А вы помните, что кроме письма, дождевой червь прислал нам сундучок. Давайте посмотрим, что там. (Открываем сундучок - там подарки для детей (орешки).