Консультация для воспитателей "Игры математического содержания в воспитании старшего дошкольника"
 

 

                       Консультация для воспитателей  

Игры математического содержания в воспитании старшего дошкольника

  Известно что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности.

 Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным и математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры приводит к умственной активности, основанной на непосредственной  заинтересованности  ребенка в получении результата. Все это способствует формированию  готовности к школьному обучению.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий ( преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения,  планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат).

консультация для воспитателей

   

Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить  для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества ( придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов "Танграм", "Пифагор" и др.)

Дети старшего дошкольного возраста  не только придумывают свои варианты логических задач, но и сочиняют сказки к ним.

  консультация для воспитателей

  Консультация для воспитателей

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками, в ходе решения которых идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Эти задачи различны по степени сложности, их нельзя решать каким-либо ранее усвоенным способом. В ходе решения каждой новой  задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели.

Задачи могут быть на составление заданной фигуры из определенного количества палочек ( составляют два треугольника из 5 палочек, составляют 4 треугольника из 9 палочек и т.д.), на измерение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек ( в фигуре, состоящей из 4-х квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось два неравных квадрата0, задачи с перекладыванием с целью видоизменения фигуры.

С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, на поиск чисел, на поиск недостающей фигуры в ряду фигур.

Особое место среди математических игр занимают игры на сравнение чисел, на изучение математических действий " сложение" и "вычитание"

   

С увлечением составляют дошкольники  плоскостные изображения предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры.

Для решения задач-шуток надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познание в математике. Их назначение  состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными  данными.

 

Николаева Людмила Ивановна

воспитатель,

ГБДОУ детский сад № 122 Выборгского района

г.Санкт-Петербург