Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"
 

 

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"

 Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Организационно она может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, органично  включаться в работу различных студий и кружков.

Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой прем и форму обучения детей, вводятся персонажи, которые помогают детям  усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Свободная совместная деятельность детей и взрослых на прогулке, вне занятий  включает игровые ситуации прогулок, организацию игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованные игры делятся на три группы:  игры-режиссерские, игры-драматизации, режиссерские ( с использованием различных видов театров ).

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые помогают детям расслабиться, снять напряжение, создают радостную атмосферу.

Разыгрываем небольшие сценки, народные песенки, потешки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра.

В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному.

Появляется уголок театрализованной деятельности, широко  используем такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый  жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики.  А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью  цвета, формы, конструкции.

Виды театра, которые использую в работе :

- театр картинок

- театр  игрушек (   мягкие, резиновые, пластмассовые)

- настольный театр: плоскостной, сшитый из кусочков ткани, меха, вязанный, деревянный,

  из коробок, природного материала, папье-маше, а также на основе настольной куклы 

- пальчиковый театр ( бумажный, матерчатый, вязаный, глиняный)

-куклы на основе (деревянный стержень)

- перчаточный театр ( би-ба-бо)

- ростовые куклы ( одевают на себя)

 Важно создать условия для интегрирования театрализованной деятельности с другими образовательными областями:

- игры математического содержания - подобрать посуду и мебель для героев сказки "Три медведя" в младшей группе, с детьми среднего и старшего возраста - использовать дидактическую игру " прозрачный квадрат",( выложить квадрат понравившегося персонажа спектакля), с детьми подготовительной группы - составление собственной сказки математического содержания

- словесные игры: речь с движениями - в раннем возрасте на  материале русских народных потешек, составление рассказа по картине и обдумывание сюжета сказки в среднем возрасте, изменение концовки сказки, разгадывание различных кроссвордов с детьми старшего возраста

-игры природного содержания: в младшем возрасте - "Подбери домик для животного", в старшем возрасте с помощью моделей выяснить основные отличия насекомых от других животных, провести классификацию

- игры- имитации дают детям возможность перевоплощения, берут роль на себя, а не действуют, как они сами, что позволяет снять зажатость, робость, неуверенность в себе.

В результате данной деятельности приобретается социальный опыт взаимодействия и общения как со сверстниками, так и с детьми младшего возраста и, конечно, со взрослыми.

В своей работе мы стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями, выстроенные по разным темам развлекательных программ, направленных на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Часто предлагаем различные задания, чтобы в совместной деятельности родители и дети смогли  что-то найти, исследовать, проектировать.

Весело проходят в нашем детском саду обрядовые праздники, настоящее русское веселье для малышей и их родителей с плясками, хороводами, аттракционами. Хочется верить, что такие праздники помогут родителям и детям лучше понять друг друга, стать ближе, расширят представления детей и родителей о традициях русского народа.

Таким образом, мы считаем театрализованную деятельность одним из эффективных педагогических средств развития дошкольников.

Морозова Антонина Петровна

воспитатель высшей категории,

ГБДОУ детский сад № 122 Выборгского района

г.Санкт-Петербург