Занятие по формированию целостной картины мира с детьми подготовительной группы на тему «Трудная жизнь деревьев – горожан»
 

 

Занятие по формированию целостной картины мира

с детьми подготовительной группы на тему

«Трудная жизнь деревьев – горожан»

Программное содержание:

1.     Образовательные задачи:

1.1.         Закреплять знания детей о деревьях, их особенностях, строении, плодах, семенах, коре.

1.2.         Углублять знания детей об особенностях жизни деревьев в городе, определение зависимости их состояния от внешних условий и деятельности человека.

  2.     Развивающие задачи:

2.1.        Развивать аналитическое мышление в решении логических заданий, работе со схемами.

2.2.       Развивать умение детей использовать в речи образные сравнения, эпитеты.

  3.     Воспитательные задачи:

3.1.        Побуждать детей к осознанному пониманию значения деревьев в жизни человека.

3.2.        Воспитывать  заботливое отношение  к объектам природы.  

Материал к занятию: фланелеграф, дидактическое пособие «Дерево», дидактические игры «Экологические знаки», «Деревья средней полосы России», мяч, карточки – ребусы, кроссворды, фломастеры, фишки.  

Методы и приемы: использование художественного слова (стихотворения, пословицы, поговорки, загадки), вопросы репродуктивного и продуктивного характера, работа с карточками – схемами, проведение мини – викторины, дидактическая игра «Узнай дерево»  

Предварительная работа: беседы о деревьях, растущих в нашей местности, рассматривание иллюстраций, создание гербария, чтение художественной литературы, целевые прогулки, экскурсии на проспект, парк, Светлоярское озеро, труд в природе (уход за деревьями: окапывание земли, сгребание листьев под корни, полив деревьев, залечивание ран)  

Индивидуально – дифференцированный подход:

Ребусы, карточки – схемы различной степени сложности  

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста,  загадку: «Его весной и летом видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали  все рубашки» Что это ребята?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

Дети: Весной и летом на деревьях рубашки – листочки, а осенью они опадают.

Воспитатель: Верно, ребята. В разное время года деревья одеты по-разному, но всегда они радуют нас своей красотой. Об этом писали в своих произведениях поэты и писатели. Кто из вас хочет прочитать стихотворения о красоте деревьев в разные времена года?

/Дети читают стихотворения/

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а где  растут деревья?
Дети: В лесу.

Воспитатель: А где деревья растут в городе?

Дети: Около домов, на проспекте, в парке, на участке детского сада

Воспитатель: Дети, как вы думаете, хорошо живется деревьям в нашем детском саду? Почему?

Дети: Мы заботимся о деревьях: поливаем их, окапываем землю около корней вместе с опавшими листьями, сажаем новые.

Воспитатель: А хотите узнать, как живется деревьям в городе?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в путешествие.

/Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу, на котором выложено дерево с опущенными ветками/

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в какое настроение у  дерева?

Дети: Дерево грустное, печальное.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Оно опустило ветки. Одна ветка у дерева сломана.

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли деревьям расти в городе? Почему? Ответить вам помогут знаки-схемы.

Дети: В городе пыльно и грязно от выхлопных газов машин, заводов, мусора. Некоторые люди жестко обращаются с деревьями: ломают ветки, деревья.

/работа с экологическими знаками – схемами/.

Воспитатель: Ребята, какую пользу приносит дерево для людей, живущих в городе?

Дети: Вырабатывает кислород, поглощает вредные вещества из воздуха.

Воспитатель: Верно. В энциклопедии говорится, что одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Ребята, если на улице закрыть глаза и послушать, что мы услышим?

Дети: Шум транспорта.

Воспитатель: Ребята, как воздействует  шум на организм человека?

Дети: Длительный шум мешает разговаривать, от него болит голова, органы слуха не отдыхают.

Воспитатель: Кто помогает снизить уровень шума в городе?

Дети: Деревья.

Воспитатель: Верно. Так для чего же сажают деревья  в городе?

Дети: Деревья дают кислород, очищают воздух от пыли, дыма, копоти, снижают уровень шума в городе.

Воспитатель: Ребята, а как мы помогаем деревьям жить в городе? Рассказать об этом нам помогут экологические знаки.

/Дети с воспитателем рассматривают экологические знаки, обсуждают их/

Воспитатель: И при этих условиях дерево хорошо развивается, растет, плодоносит (выкладывает с детьми «здоровое» дерево на фланелеграфе).

Воспитатель: Какие деревья мы можем увидеть в городе: на улицах, в парках, на участке детского сада?

Дети: Березу, тополь, клен, рябину, ольху, ель.

/Воспитатель показывает силуэты деревьев/
Воспитатель: Ребята, а вы сможете узнать деревья по коре, листьям, плодам, расположению веток.

/Деятельность детей – игра «Узнай дерево»/

Воспитатель: Чем отличаются деревья? У всех ли деревьев опадает листва?

Дети: Нет

Воспитатель: Как  называются деревья, у которых всегда зеленые листья?

Дети: Это хвойные деревья: сосна, ель, кедр.

Воспитатель: Как называются деревья, у которых опадают листья осенью?

Дети: Это лиственные деревья.

Воспитатель: Ребята, а хотите, мы посадим с вами на полянках  два леса: хвойный и лиственный.

/Практическая деятельность детей/

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь присаживайтесь каждый на своей полянке, мы с вами отдохнем и поиграем в интеллектуальную игру «КВН». Две команды у нас есть.

Воспитатель: Предлагаю командам первый конкурс: «Кто больше назовет пословиц о деревьях» За каждую правильный ответ команда получает фишку.

Примерные пословицы:

- Дерево держится корнями, а человек друзьями.

- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

- Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.

- Березоньки как девицы в сарафанчиках беленьких

- Листья как живые шепчутся, а придет пора – зашумят.

- Листья как птицы посидят, посидят, а осенью полетят

- На рябине, словно красны солнышки,  ягоды висят.

Воспитатель:  Молодцы, много вы пословиц знаете.  Объявляется  второй конкурс: «Конкурс загадок»

Загадки:

1.     «Белые овечки

бегают по свечке» /Верба/ 

2.     « Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стою высок я и могуч

Не  боюсь ни гроз, ни туч». /Дуб/

3.     «По весне в лесу высоком,

На опушках и в глуши

Всех я вкусным сладким соком

Угощаю от души» /Береза/

4.     «С моего  цветка берет

Пчелка  самый вкусный мед,

А меня все обижают,

Шкуру тонкую сдирают» /Липа/

5.     «Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год» /Ель/

6.     «Не сосна я и не елка,

Только осень на пороге –

До единой все иголки

Скину  с веток точно в срок» /Лиственница/

7.      «Весной зелена, летом загорела,

Осенью надела красный наряд» /Рябина/

8.     «А когда наступит осень,

Он красавец молодой,

Весь зальется ярким солнцем

И станет покорять своею красотой» /Клен/

9.     «Много рук, а одна нога» /Дерево/

10.                       «Летел пан, на воду попал,

Не плывет, ни тонет» /Лист/

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи о дереве красиво» /Игра проходит в круге с передачей мяча/

Воспитатель: Следующее задание для команд: «Отгадай ребус»

/ Слова в ребусах: ИВА, ОСИНА, СОСНА, ТОПОЛЬ/

Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста,  пословицу: «Сломать дерево недолго, вырастить года». Как вы думаете в чем смысл этой пословицы? Как думаете, что произойдет, если в городе не останется ни одного дерева?  Что надо делать, чтобы облегчить их трудную жизнь в городе?

 

Клюшникова Ольга Геннадьевна

воспитатель  высшей категории

г. Нижний Новгород МБДОУ №266