«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
 

 

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Мы живём в сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным сорить на улице, не замечать пожилых людей, уничтожать животных и т.д.

 Как же разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чтобы воспитать любовь, уважение и поклонение своей семье, своим родным и близким, мы провели блок различных видов деятельности (беседы о маме, папе, других членах семьи) Мы создали с помощью родителей семейный альбом, в котором поместили фото всех членов семьи каждого ребёнка. Дети с удовольствием рассказывали о своих родных, о том как они их любят. Во время бесед о прошедшем выходном дети рассказывали, как они проводят время со своими родителями. Это даёт им повод лишний раз погордиться ими.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит. В этом нам способствовал мини-музей «Русская изба», где дети могли воотчию увидеть предметы быта наших предков. 

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Большое внимание уделялось работе с книгой. Читали и пересказывали русские народные сказки, ставили кукольные спектакли по этим сказкам, драматизации.

Часто проводились вечера сказок. Загадок и литературные викторины по произведениям устного народного творчества. Большое значение имеет приобщение ребёнка к книге.

Именно из книг мы узнавали историю своего края. Своей страны, знакомились с народным творчеством. Чтобы воспитать любовь к книгам мы оформили книжный уголок, читали произведения русских и зарубежных авторов. А так же русские народные сказки.

Посетили детскую городскую библиотеку. Дети с удовольствием играли в с/р игру «Библиотека», что тоже способствовало увлечению книгами, а значит, и желанию узнавать новое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Мы проводили беседы, экскурсии. Викторины о достопримечательностях нашего города. Проводили консультации с родителями о том. Что нужно показать и рассказать детям о нашем родном городе. Оформили фотовыставку «Прогулки по городу». Посетили детскую библиотеку, где нам рассказали и показали, как зарождался наш город.

На занятиях по ознакомлению с окружающим мы продолжали знакомить детей с природой, бытом и богатствами родного края, а затем и родной страны. Узнали какой флаг, герб и гимн нашей страны. А так же, мы с помощью видео побывали на экскурсии в столице нашей Родины.

И только потом дети узнали о нашей планете, о солнечной системе. Планетах солнечной системы. На игровом занятии дети совершили путешествие в космос. Они узнали, что мы одни такие во вселенной и что очень легко можно разрушить этот хрупкий мир. Поэтому надо любить нашу землю и беречь её.

. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Поэтому на праздновании Дня Победы мы пригласили ветеранов войны - наших прабабушек. В день защитников Отечества – пап и дедушек. А так же солдат – наших братьев.

Однако, следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

·                    Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

·                    Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

·                    Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

·                    Люди берегут и охраняют природу;

·                    Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

·                    К каждому празднику   мы готовили подарки для наших родных. Потому, что они тоже причастны к праздникам, т.к. тоже являются частью страны.

·                    Ну и конечно же нет нравственного воспитания без занятий по православной культуре, которые дети с удовольствием посещают. Там они не только знакомятся с православной культурой, но и познают такие понятия, как послушание, любовь к маме и близким, терпение и т. д. Так же дети посещали храм, встречались с батюшкой, который им рассказывал о церковных праздниках и обрядах.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут не возникать после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» К.Д.Ушинский.

Браганец Наталья Яковлевна

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ Д/С №97

г. Волжский, Волгоградская обл.