Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (пластилинография). Тема: «Удивительный подводный мир»
 

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (пластилинография).

Тема: «Удивительный подводный мир»

Программные задачи:

1.     Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2.     Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

3.     Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Материал для занятия:

- картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, стека,

салфетка для рук, клеенки. 

  Предварительная работа:

«Знакомство с аквариумом» (ознакомление с окружающим)

 «Разные рыбки» (лепка)

«Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги)

Методические приёмы:

Использование художественного слова.

Показ и объяснение воспитателя.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Ход занятия:

Воспитатель: - Прежде чем начать  занятие, давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а поможет нам в этом упражнение. Слова вы будете повторять за мной.

-Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький росток,

Здравствуй, милый мой дружок!

Вот теперь мы полны сил и энергии.

Дети садятся на стульчики.

- Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая произошла с мышонком. Послушайте ее:

«Одним прекрасным, солнечным утром мышка выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна мышка грустно бродила среди деревьев. И вдруг ей послышался странный звук, она прислушалась.

(Звучит аудиозапись «Шум моря»)

- «Что же это за шум? » - подумала мышка.

Воспитатель: - Давайте ей подскажем, откуда может доноситься такой шум?

Дети: - Это шум моря, море плещется.

Воспитатель: - Правильно.

«И вот когда мышка подобралась поближе, она увидела удивительно голубое море. Ей очень захотелось посмотреть, что находится на дне моря, и она сунула нос прямо в воду. Вода попала ей в нос, и она очень испугалась. А когда же разошлись круги по воде, мышка увидела удивительный подводный мир».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что под водой увидела мышка? Какие морские жители живут в море?

Дети: - рыбы, медузы, крабы, акулы, осьминоги и т.д.

Воспитатель: - Правильно. Мышке очень понравились морские жители,  и она загрустила, что никогда не сможет увидеть их поближе, так как не умеет плавать и нырять.

- Ребята, а давайте мы для мышки подводное царство сделаем?

Дети: - Давайте.

Воспитатель: - Но прежде, рассмотрим морских обитателей.

 

(Показ слайдов с сопровождением художественного слова).

 

Ярко-синие иголки, у него тверды и колки – морской еж.

 

Вся прозрачная без груза, мягко плавает медуза – медуза.

 

Вот несется осьминог, пара глаз и 8 ног – осьминог.

 

Они плавают по днищу, они в море ищут пищу – морские звезды.

 

Толстый краб ползет, спешит, рыб пугает и смешит – краб.

 

Обхватив хвостом травинку, не за край, за серединку,

За коралловый пенек, хочет сесть в воде конек,

Но не получается, все в воде качается – конек.

 

Передние – ласты, а задние – лапы,

Есть панцирь овальный, подобие шляпы – черепаха

 

Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На воде беззвучный смех - рыбки

 

Воспитатель: - Вот такое морские жители живут в морях.

Сегодня, дети, каждый из вас сделает подводное царство с водными обитателями. Всю композицию, раскрасим при помощи разноцветного пластилина. Но прежде чем приступить к работе, давай те вспомним, что нам нужно прежде всего сделать.

 

Этапы выполнения работы:

 

1. Оформление дна «водоёма», берём жёлтый пластилин. Размазываем его тонким слоем внизу картона, где будет дно у водоёма. Из коричневого пластилина делаем камешки. Ракушки вдавливаем в песок.

Воспитатель: - А как вы думаете, песок и камни необходимы морским жителям или нет?

Дети: - Песок и камни нужны, чтобы прятаться от хищных рыб.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что необходимо рыбкам, чтобы в воде, они чувствовали себя комфортно и  могли нормально жить? Что им надо для дыхания и для питания?

Дети: - им необходимы морские водоросли для кислорода и для питания.

 

2. Изображение водорослей. Раскатываем тонкие колбаски из зелёного пластилина, выкладываем ими водоросли, слегка прижимаем к картону, чем тоньше будут колбаски, тем изящнее получатся подводные растения.

- Когда морское дно готово – заселяем его подводными жителями:

 

3. Морская звезда – кусочек пластилина вдавливаем в картон и растягиваем его в разные стороны.

 

4. Морская черепаха – из кусочка коричневого пластилина формируем шарик, сплющиваем, таким же образом делаем ноги и голову, оформляем панцирь.

 

5. Осьминог – сплющиваем круг, раскатываем тонкие колбаски и вдавливаем в картон.

 

6. «Рыбки» - туловище рыбы похоже на овал, но у нее есть 2 уголка, около одного из них делаем глаз, а с другой стороны – хвост, плавники по бокам.

Стекой нарисуем полоски на плавниках, определим линией границу головы и нарисуем чешуйки.

Перед тем как приступить к работе подготовим наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику «Шустрая мышка».

 

Шустрая мышка                    Раскрыть ладошки, пальцы растопырены,

Перчатку нашла                    поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной

 

Гнездо в ней устроив            Сложить ладони «ковшиком»

 

Мышат позвала                     Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест

 

Им корочку хлеба дала                 Кончиками пальцев другой руки «кусаем» пальчики

покусать

 

Погладила всех                     Пальцами другой руки гладим каждый пальчик 

                                               снизу вверх от мизинца к указательному

 

И отправила спать                Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку

 

После того как дети вместе с воспитателем вспомнят все этапы выполнения работы, включаем спокойную музыку и дети приступают к выполнению композиции.

В конце занятия дети раскладывают работы на один стол, близко друг к другу.

-Подойдите и полюбуйтесь на кусочек подводного царства. Вот такой подарок мы сделали для Мышки, теперь она не будет грустить, а будет любоваться на ваши работы, как вы для нее постарались. Мы оставим совсем на немного ваши работы показать остальным ребятам, а потом запечатаем и отправим мышонку.

Воспитатель подводит итог занятия: Понравилось ли вам наше подводное царство? А хотели бы вы стать рыбками? Как вы думаете, вы доброе дело сделали для мышки? Почему?

(Переключить внимание детей на рассмотрение книг о рыбах на морскую тему).