Занятие по речевому развитию с использованием сказкотерапии в подготовительной группе. «Путешествие в страну Фантазии».
 

 

Занятие по речевому развитию с использованием сказкотерапии в подготовительной группе.

Тема:  «Путешествие в страну Фантазии».

 

Цель:  Развитие речи детей дошкольного возраста через соприкосновение со сказками разного жанра.

  Задачи: Помочь детям понять смысл сказки «Волшебные слова». Активизировать в речи образные выражения и фразеологиз­мы. Упражнять в умении подбирать слова – определения. Формирование установки на эмоциональную поддержку в кризисной ситуации. Отработка эмпатийного слушания, понимания принятия чувств другого человека. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. Формирование позитивного отношения к людям. Воспитывать у детей желание делать и творить добро.

  Оборудование:  Рамка большого зеркала, закрытая лёгкой тканью. Картинки сказочных персонажей. Картинка придуманного животного (ТРИЗ). Поднос с песком, атрибуты кнему(голубая лента, картинка луга, болота, цветы, деревья). Листы бумаги для рисования,фломастеры. Декоративная свеча. Музыкальное оформление: Соната Моцарта До мажор,  Р. Вагнер Die Walkure Ride Akt 3;  «Балетная сюита» А.К. Глазунова, Поль Мориа «Осенний вальс»
 

Ход занятия.

 

  Воспитатель. Я рада вас видеть! Какое у вас сегодня на­строение, с чем его можно сравнить? Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?

Дети по кругу говорят, на какое время года, природ­ное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. За­тем педагог обобщает — какое же сегодня у всей группы на­строение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

 

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в страну Фантазии. А попасть мы туда сможем через вот эти ворота – это ворота в сказочный мир. (Дети за­мечают, что рамка большого зеркала закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может тво­рить самые разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь.

(Дети подходят к большой рамке от зеркала)

 

Воспитатель. Мы стоим у ворот сказочной страны Фантазии. Но эти ворота не простые, а волшебные. Они заколдованы тремя задачами, которые вам необходимо решить. Справитесь с ними — ворота откроются.

 

Первая задача на знание героев сказок:

- Девушка, которая очень хотела поехать на бал.

- Кого спасла ласточка от крота и мыши?

- Мальчик, которого вырастила стая волков.

- Хозяйка избушки на курьих ножках.

- Кого поймал старик неводом в море?

- Женщина, от которой сбежала грязная посуда.

- Кто сделал Буратино?

-У кого смерть на конце иглы?

-Девочка с голубыми волосами.

- Девочка из снега.

Вторая задача:

В одной сказочной стране есть огненная река, ничего жи­вого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку?

Третья задача:

Перед вами Чудо-Юдо зверь диковинный. Отгадайте, ка­ких зверей он в себя спрятал?  

- Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в сказочную страну.

Ткань падает с зеркала, дети по одному проходят через рамку, подходят и смот­рятся в зеркало. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир. Звучит Соната Моцарта До мажор.

  Воспитатель. Вот мы и попали в страну Фантазии. Но посмотрите, нас никто не встречает. Мы должны сами найти дорогу, чтобы встретиться с жи­телями чудесной страны. Впереди нас ждет волшебная тро­пинка, по которой мы должны пройти. Готовы?

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вмес­те с педагогом.  

«Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывают и трава, и пе­сок, и шишки, и даже стекло. А на волшебной тропинке все по­стоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой тра­ве, она приятно ласкает нам ноги! А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжига­ет ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все из­менилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листочки. И вот тропинка вывела нас к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и снова пошли по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги. И вот, наконец, тропинка привела нас к волшебной стране.

Дети подходят к подносу с песком.

Мы еще не знаем, какая эта страна. Давайте попробуем создать ее все вместе.

Есть там река (дети в песочнице создают реку из голубой ленточки)

Есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают деревца)

   И залитые солнцем луга (дети сажают цветы).   

Есть топ­кие коварные болота (дети создают болота).

Посмотрите, как быстро у нас появилась волшебная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы — творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.  

Воспитатель. Но в стране произошло несчастье – злая ведьма заколдовала жителей и в каждого вселила злюку. Мы должны помочь им. Вспомните сказку, в которой случилась похожая беда. Как называется эта сказка?

Дети «Волшебные слова»

Воспитатель. Давайте вспомним и расскажем эту сказку.

Дети по цепочке пересказывают сказку.

«Волшебные слова»

Жила-была Аленушка. Хозяева ее голодом морили, работать день и ночь заставляли, гулять не пускали. Работала Аленушка не покладая рук.

Пошла Аленушка за водой. Идет и слезы льет. Вдруг видит: старик-годовик стоит: «Не тужи, Аленушка, помогу тебе. Хозяева твои добрыми были. А ведьма в них злюку посадила. Расколдовать их можно только словами добры­ми».

     Воротилась Аленушка домой, а хозяева давай кричать да пальцем указывать: «Подай то, принеси это!» А красна – девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым милое». Пуще прежнего закричали хозяева: «Подай то, принеси это!»  А красна – девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым — милое».

В третий раз что есть мочи закричали хозяева: «Подай то, принеси это!» А красна – девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым — милое».

 И вдруг земля задрожала, выскочила злюка и окаменела. Стали хозяева Алёнуш­ку обнимать, целовать и умницей называть. Теперь они в добре живут да горя не знают.

 

Воспитатель. О чём же эта сказка?

Дети. О том, как добрые слова Алёнушки помогли расколдовать хозяев и сделать их добрыми.

Воспитатель. Чему учит эта сказка?

Дети. Добро побеждает зло.

Упражнение на активизацию лексики

Воспитатель. Ребята, сейчас я буду начинать, а вы заканчивать фразы из сказки. Аленушка не просто трудилась, а...

Дети. Работала не покладая рук.

Воспитатель. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?

Дети. Работала без остановки, без отдыха; трудилась в поте лица.

Воспитатель. Аленушка не просто расстроилась, а...

Дети. Голову повесила.

Воспитатель. А как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?

Дети. Загрустила, опечалилась, расстроилась, пригорюнилась.

Воспитатель. Аленушка обливалась не просто слезами, а сле­зами...

Дети. Горькими.

Воспитатель. Положите свои руки на стул и пальчиками по­стучите, как у Аленушки капали горькие слезы.

Упражнение на ритмизацию «Движения героя сказки»

Дети кладут руки на стулья и вместе с воспитателем ритмизируют состояние Аленушки: быстрые и тихие движения пальцев — капли слез маленькие и частые.

 

Воспитатель. Хозяева не только приказывали, а...

Дети. Пуще прежнего кричали.

Воспитатель. В конце сказки Аленушка с хозяевами не просто помирились, а...

Дети. Стали жить поживать да горя не знать.

 

Упражнение «Назови по-другому»

Воспитатель. В сказке говорится: «Стали хозяева Алёнуш­ку обнимать, целовать и умницей называть». А какими ещё  словами можно назвать Алёнушку? Какая она? (Показ картинки, с изображением Алёнушки)

Дети. Добрая, трудолюбивая, честная, красивая, милая, пригожая, ответственная, ласковая.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Воспитатель.  Какие же волшебные слова повторяла Алёнушка?

Дети. Добрым — доброе, милым — милое.

Воспитатель.  Давайте скажем эти слова и представим, как Злюка выскочила, земля задрожала.  И под музыку покажем, как злюка сначала окаменела, потом растаяла.

            Дети встают полукругом, сначала напрягают мышцы тела, «корчатся», изображая окаменелость под музыку Р. Вагнера Die Walkure Ride Akt 3.  Затем под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова расслабляются, приседают, демонстрируя таяние.

 

Воспитатель.  Ну, вот и не стало злюки в стране Фантазии. Как вы думаете, какие стали жители этой страны?

Дети. Счастливые, радостные, приветливые.

Воспитатель.  Давайте нарисуем их радостные лица и поселим в сказочной стране.

Дети рисуют весёлое выражение лица и картинки раскладывают на подносе с песком.

 

Воспитатель. Замечательно. А сейчас нам пора отправляться назад в детский сад. Для того чтобы туда попасть, мы должны передать по кругу зажженную свечу и что – нибудь  пожелать жителям страны Фантазии.

Дети передают друг другу зажженную свечу. Когда свеча пройдёт по кругу, дети тушат её.

Звучит музыка Поль Мориа «Осенний вальс»

Воспитатель. Посмотрите, вот мы и оказались в нашем детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Я очень рада и хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

 

Железняк Ирина Ивановна,

воспитатель высшей категории.

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №9» Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.