Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию
 

 

Конспект интегрированного занятия

по познавательно-речевому развитию  

«В гостях у Хозяйки леса»  

(подготовительная группа)

 

Программные задачи:

  1.     Упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка).

2.     Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки), значении птиц в жизни людей.

3.     Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

4.     Обогащать словарный запас. Развивать связную речь детей, творчество, мелкую моторику пальцев.

5.     Вызвать интерес к окружающему миру. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому. Формировать реалистические представления о природе.  

Материал: зал украшен под осенний  лес, сказочные ворота, мяч-колобок, искусственные деревья с птицами, сидящими на ветках, кукольная ширма и игрушки би-ба-бо, картинки с изображением птиц, домик, в котором живёт Хозяйка леса, пластилин, влажные салфетки, картонные листочки для рисования, аудиозапись голосов и пения птиц.  

Предшествующая работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.  

Ход занятия:  

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:  

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла.  

 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?  

Дети: Об осени.  

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие здесь необычные сказочные ворота. А ведут эти ворота в сказочный лес — полный чудес, но чтобы пройти через эти ворота и попасть в лес, необходимо назвать признаки осени. Кто назовёт - тот и пройдёт.  

Дидактическая игра «Пройди через ворота - назови признаки осени».  

Дети: Пожелтела листва, идут моросящие дожи, улетают птицы, день становится короче, солнце светит, но не греет, люди надели осеннюю одежду, в садах и огородах убран урожай.  

Воспитатель: Да, ребята, уже за окном осень, мы с вами оказались в сказочном лесу. Смотрите, сколько здесь разнообразных птиц. Сейчас мы вспомним, как какая птица называется, а поможет нам в         этом весёлый колобок. Он будет вам загадывать загадки и прыгать прямо в руки, а тот, кто его поймает, тот и скажет нам ответ.  

Дидактическая игра «Поймай колобок».  

Загадки:  

1. На шесте — дворец,

Во дворце — певец

А зовут его…(скворец)  

 

2. Прилегает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)  

 

3. Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку (кукушка)

 

4. Всех приметных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач)

 

5. Прилетел к нам, наконец.

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт (соловей)

 

6. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок — голый, красный

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек—

Бестолковых  попрыгушек (журавль).

 

Рассматривают птиц, сидящих на деревьях.

  Воспитатель: Чем похожи птицы друг на друга?

  Дети: Тело покрыто перьями, умеют летать, у них два крыла, клюв, лапки хвост.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному,  как же они их различают?

  Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

  Воспитатель: Какую пользу приносят птицы человеку? (Ответы детей).

  Воспитатель: Какие бывают птицы?

  Дети: Зимующие, перелётные.

  Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?

  Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

  Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас прогуляться по сказочному лесу.

Дети идут по тропинке сказочного леса. На тропинке дом, в котором

живёт ворона Каркуша, со своей подружкой Сорокой-Белобокой.

 

(В данном занятии используется театральная кукольная ширма и игрушки би-ба-бо).

 

Воспитатель:   Черная птица на ветке сидит

                            Кар! Кар! Говорит (ворона).

 

Ворона проводит с детьми игру.

«Шутка» (на внимание).

 

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи,

что неправильно, скажи? Почему?

 

Прилетели птицы:

голуби, куницы, воробьи, синицы,

что неправильно, скажи? Почему?

 

Прилетели птицы:

голуби, синицы, чибисы, стрижи, комары, кукушки

что неправильно, скажи? Почему?

 

Прилетели птицы:

голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки.

Даже совы — сплюшки, лебеди и утки -

И спасибо шутке.

   

Каркуша:           А живу я с подружкой:

                            Верещунья белобока

                            А зовут её (сорока).

 

Сорока: Я тоже хочу с вами поиграть. Есть у меня красивая коробочка, а в ней картинки моих друзей. Но я позабыла, как кричат мои друзья. Помогите-ка мне  вспомнить. Я вам буду показывать птичку, а вы будете говорить, как кричит эта птица.

  

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Дети:                  Кукушка—кукукает — ку-ку

Ласточка—чифкает—чиф-чиф-чиф

Журавль — курлычет — курлы — курлы

Утки — крякают — кря-кря

Соловей — щебечет, свистит, цокает — фит-чурр; фит-чурр

Скворец — подражает другим птицам (журавлю, ласточке)

  Сорока: А как улетают перелетные птицы:

  Дети:                  Гуси, утки, лебеди — вереницей

Журавли - клином

Ласточки, грачи, скворцы — стаей,

Кукушки — поодиночке.

Сорока: Правильно, ребята, некоторые птицы улетают стайками, все вместе; некоторые все выстраиваются клином в виде треугольника; другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Всё это зависит от повадок птиц.

  На прощание сорока дарит детям, подарок – сюрприз:

 цветные карандаши, мелки, краски, пластилин.

  Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами превратимся в маленьких птичек.

  Физ. минутка «Птички».

 

Птички летели    

Все люди глядели 

Бегут по кругу и машут «крыльями».

 

Птички садились                                  

Все люди дивились

Приседают, руки опускают за спину.

 

Сели, посидели                                    

Взвились, полетели

Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».

 

Полетели, полетели

Песенки запели.

 

Дети подлетают к домику, в котором живёт Хозяйка леса.

Рядом на дереве сидят дятел, сова и грач (обратить внимание детей на то, что сова и дятел — зимующие птицы).

 

 Хозяйка леса проводит с детьми игру:

Игра — гимнастика для глаз «Сова».

 

Дети проговаривают чистоговорку хором:

Ва-ва-ва

Сидит на дереве сова

  Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нём.Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево, вверх-вниз.

Ву-ву-ву

Сегодня рисовали мы сову

 

Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом

Вы-вы-вы

Есть птенцы у совы.

Хозяйка леса: А рядом на дереве сидит и весело стучит дятел.

 

                            Там, где рощи полукруг

                            Ни одной души вокруг.

                            Говорит: «Тук-тук! Тук-тук».

                            Это радостная весть

                            Означает: птица есть.

 

Ритмическая игра «Дятел».

 

(Хором)

Долбит дятел в лесу сук,

Раздаётся тук-тук-тук

 

Дети проговаривают слова, ударяя, кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

 

Хозяйка леса: А на этом дереве, кто сидит? (грач).

 

Пальчиковая гимнастика «Грач».

 

Мы лепили куличи,

Лепят пирожки

Прилетели к нам грачи.

Машут крыльями – ладошками.

 

Первый грач испёк пирог

Поочерёдно массируют каждым пальчик, начиная с большого.

 

А второй ему помог, 

Третий грач накрыл на стол,                          

А четвёртый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал                                    

Вывернуть руки в удивлении

 

Раз,  два, три, четыре, пять.                 

Сжимать и разжимать пальцы обеих  рук.

Выходи грачей считать.                      

 

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать грача, но только, ни красками, ни карандашами, ни мелками, а пластилином.

 

Воспитатель включает аудиозапись голосов и пения птиц.

(Напоминает детям приёмы и технику  рисования).

Используемая литература:

 

1. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5 - 6 лет», Программа развития, Творческий Центр Москва 2005.

2. «1000 загадок», Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития  1996 г.

3. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, И. Ю. Жидкова «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет». Издательство  «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2005.

4. В. Н. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР»,  (февраль-май),  Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт – Петербург,  2008 г.