Метод проектов
 

 

Метод проектов

  В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной  системе, как дошкольное образование.

На современном этапе  подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных  творческих  и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется  на раскрытие потенциальных  возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития  опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.

С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В.А. Болотов, В.В. Краевский, А.В. Хуторской).

    Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-дети, ребенок- ребенок.    В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О.В. Дыбина, О.В.Киреева, О.Афанасьева),  в театрализованной и изобразительной деятельности (О.В.Акулова, Н.Н.Вершинина, Д.И.Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний,  к проверке  уже имеющихся.

Из истории проектного метода

Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", оно означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить,  реализовать.

Более трех сот лет  назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность  учащихся исследовательского стимула для успешности  обучения.  Он писал:  «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж.Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить  доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он  не выучивает науку, а выдумывает ее».  «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия  в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего,  его учеником В.Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как  система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий - проектов.   Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

  Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания,  которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.

  Дж. Дьюи  отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством  деланья» - вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни.  Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи  В.Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В.Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов:

- учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

- целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;

     - обучение,  как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.

   В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов  эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял:

- возбуждение самостоятельности ученика;

-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;

- исследование  учеником  явления;

-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;

  Один из исследователей эвристического метода  Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя.  Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать  свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века.  Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С.Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.

  Научно - психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л.С.Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта   в формирующихся  видах деятельности.

  Метод проектов  нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.   М.В.  Крупенина справедливо  полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как  самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

В качестве ведущих и прогрессивных идей  в проекте выделялись: совместная проектировочная  деятельность учеников с учителем;  комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С. Полат).

Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают  отражение в трудах М.Ю.Бухаркиной, В.Гузеева, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат, И.Д.Чечель и др.

В дошкольном образовании метод проектов  фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные  аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т.И.Бабаева, И.В. Гарифуллина, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.М.)

Итак: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

 Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах  (У.Х.Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов.  (В.П.Щеглова).

Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых  (Т.С.Цыбикова).

Метод проектов – это комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности  (Т.С.Цыбикова).

Метод проектов - это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С.Полат).  

Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.     

Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов, приведем определение детского проекта:

Детский совместный проект  - объединение детей на основе единой, интересной проблемы,  решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной  задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые  для детей результаты (Бабаева Т.И.).

Общение и совместная деятельность старших дошкольников в  группе сверстников - важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является   развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует    задачам новых федеральных требований  российского образования.