« Путешествие в Страну трав
 

 

Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» в старшей группе  

Тема: « Путешествие в Страну трав»

 

Содержание образовательной деятельности:

1)  Познание     -  формировать реалистические представления о природе,

                              расширить знания детей о травах, их внешнем виде, местах

                              произрастания, той пользе, которую травы приносят людям и

                              животным.

2)  Коммуникация  - развивать связную речь ( диалогическую,

                                       монологическую),  обогащать словарный запас,

закрепить умение чётко проговаривать

чистоговорки.

 

Предварительная работа: Чтение стихов, загадывание загадок  о травах,

                                             рассматривание иллюстраций « Луг»,

Оборудование: картины цветущего луга, иллюстрации дерева и трав, лупы, корзинка,

 

Ход:

Воспитатель:   Ребята, к нам в гости пришёл Старичок – Лесовичок. Он

                           приглашает нас в  путешествие в Страну трав.

Лесовичок:      Чтобы оказаться в этой чудесной стране, не нужно ехать на

                            поезде, плыть на пароходе или лететь на самолёте.    

                            Достаточно выйти на зелёную полянку, и вы окажетесь в

Стране трав.

 

Дети встают в круг, берутся за руки, двигаются по кругу и говорят :

                           Мы идём дорожками,   ( двигаются по часовой стрелке)

                           Мы идём тропинками.

 Мы идём с лукошками,  (двигаются против часовой стрелки)

                           Мы идём с корзинками.

  Ручеёк по жёрдочке перешли ( идут на носочках, руки на пояс)

                     И полянку светлую мы нашли.  (останавливаются, разводят

                                                                                   руки  в стороны)

 

Лесовичок:      Перед  вами  самые обыкновенные травы, порой их и не

                           замечаете, а ведь они красивые, душистые и  полезные.

Полюбуйтесь их буйным цветением.

 

Рассматривание картины цветущего луга.

 

Лесовичок:     Что же такое трава?

Дети:               Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем.

Лесовичок:      Чем похожи и чем отличаются травы от других растений,

                            например, деревьев?

 

Рассматривание иллюстрации дерева и трав.

Дети:               У трав и деревьев есть корень, листья, семена.

Лесовичок:     Верно! Травы похожи на деревья тем, что у тех и других есть

                           корень, ствол или стебель, листья, цветы и семена. Отличаются

                           травы от деревьев тем, что они гораздо ниже деревьев, у травы

тонкий стебель, а у деревьев ствол толстый, твёрдый, покрыт

                           снаружи корой. Деревья  растут много лет, иногда 200 и  даже 500

                           лет. А травы живут недолго. Многолетние – не более 5 лет,

 а однолетние – всего один год.

Лесовичок:    Я приглашаю Вас в Страну трав, смотрите внимательно и

                         запоминайте.  У меня есть дружок, Медвежонок, летом в малинник

                         полез за ягодой и  вдруг обжёгся. Что это?

 

Хоть она и не печь

Руку может нам обжечь (крапива)

 

Дети:              Крапива

Лесовичок:    Недаром называют крапиву жгучей. После укуса крапивы на коже

                          остаются  красные пятна, они вызывают зуд и жжение. А хотите

                          знать, почему  крапива жжётся? Возьмите лупы и рассмотрите лист 

                          крапивы. ( дети берут лупы ) Если осторожно рассмотреть лист

                         крапивы через лупу, то  можно заметить на нём маленькие

волоски. Каждый волосок, словно крошечная бутылочка, полон

муравьиной кислотой, наверху волосок сужается и заканчивается

небольшой  очень хрупкой головкой. При  моментальном 

прикосновении, головка отламывается, острые края волоска

  прокалывают кожу – как укол, и в ранку  попадает жгучая жидкость.

Лесовичок:    Ой, посмотрите, а вот от этой травки пахнет мятными конфетками.

                       Что это за трава?

Дети:              Мята

Лесовичок:    Мяту широко используют для приготовления конфет, напитков,

                         жвачки.Особенно мята придаёт освежающий, приятный вкус и

                         аромат зубной пасте.  Используют мяту в медицине, она входит в

состав лекарств  при болезнях  сердца.

Воспитатель:  Пришло время  посоревноваться в умении чётко проговаривать

                          слова в  чистоговорке:

 

Ты коси, моя коса,

Пока на травушке – муравушке роса.

 

Лесовичок:      А это – полынь, неприхотливое, пахучее растение, где хочет, там и

                            растёт  ( вдоль дорог, на лугах,  пастбищах, возле домов,

                            в огороде). Полынь не боится ни сильных морозов, ни засухи. Это

                           очень неприхотливое растение. Осенью стебель и листья полыни

отмирают, а корень зимует под землёй.

Лесовичок:      Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.    

 

Дид / игра «Страна запахов»

( дети определяют растения по запаху: полынь, мята, ромашка… )

                                             

Воспитатель:   Лесовичок, а мы тоже хотим загадать тебе загадку.

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк.

 

Лесовичок:      Знаю, это одуванчик золотой – солнышка сынок родной.

                          Ребята, а вы где встречали одуванчик?

Дети:                В городах, садах, вблизи домов, на обочинах дорог, на лугах,

полянах.

Лесовичок:      Одуванчики растут по всему земному шару: в Европе, Азии,

                           Африке и  Америке.

                          Какого цвета одуванчик ? 

Дети:                Сначала – жёлтый, а потом - белый.

Лесовичок:      Почему же так происходит?

Дети:                В конце июня одуванчики надевают белые, пушистые шапочки –

                          это созревшие семена.

                         Подует ветерок и разнесёт семена по лугам и полям.                                                                                                               

Ярко-жёлтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка, седым!

Воспитатель:    А я хочу вам рассказать о ещё одной особенности одуванчика -                      

                         он как будильник подсказывает время. Знаток родной природы

                         писатель Дмитрий Зуев написал: " Утром на солнечной поляне без

                         часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в пять - шесть часов

                         утра, а к двум - трём часам дня гаснут их жёлтые огоньки"

У реки - зелёный луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

" На часах ровно пять,  можете ещё поспать!"

 

Лесовичок:      А вот и ещё одна необычная травка.

Дети:                Это подорожник.

Лесовичок:      Почему его так называют ?

Дети:                Потому что он любит расти вдоль дорог.

Лесовичок:      А ещё у него есть второе название, его называют  – путешественником.

                         По дорогам мчаться машины, идут люди, на листья подорожника

                          наступают ногами, а ему хоть бы что! Семена травы прилипают к обуви,

                         колёсам и разносятся по округе. Где упало семечко, там весной вырастит

              новый подорожн

Релаксация « На полянке»

                              Дождя давно не было                   

                             И растения завяли.

                            Сначала опустили головки ( РАЗ),                             опускают головы

                            Потом – листики (ДВА),                                     быстро опускают руки         

вдоль туловища

                            А потом и весь стебелёк

                           Согнулся до самой земли (ТРИ)                                садятся на корточки

                            Вдруг пошёл дождь,                                                  встают, поднимают

руки, голову

     И растения начали оживать.

    А после дождя подул ветер,                               покачивают руками

                      Стебельки закачались, зашумели.                           произносят звук «Ш»

                           Ветер затих,                                                             не торопясь опускают

                                                                                                                             руки.

         Стебельки успокоились.

 

Воспитатель:    А кто из лесных обитателей дружит с травами?

Дети:                 Насекомые.

Воспитатель:    Правильно, маленьким жучкам, муравьям, шмелям, бабочкам – травы ,

                           наверно, кажутся густым  дремучим лесом. Изумрудного кузнечика

                           ни за что не заметишь среди зелёных травинок. Когда травы

                           расцветают,  они своим медовым ароматом и яркими цветами

                          приглашают насекомых  в гости и щедро потчуют их сладким нектаром.

Лесовичок:       Мои лесные друзья зверята тоже дружат с травами. Серый зайчишка

                          весной и летом поедает свежую сочную траву. Угощается травкой и

                          косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими

                          ароматными травами, то с аппетитом поедает её. Не уйдёт, пока всю

                          траву  подчистую не съест. Словно не Михаил Потапович, а домашняя

                         бурёнка.  Любят траву и лоси и кабаны.

                          Ребята, а теперь я хочу узнать, как вы запомнили названия трав.

 

Дид / игра « Угадай травку?»

( Игроки стоят в кругу, передают корзиночку с травами по кругу, поют:

 

Шёл баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.

                                                                      

Тот на ком заканчивается песня, достаёт травку и называет её)

 

Воспитатель:   Ребята, раньше говорили: «На каждую хворь найдётся травка» и в

                          самом  деле, многие травы обладают целебными свойствами, поэтому

                          их  собирают, сушат, готовят из них отвары, настойки и мази.

Лесовичок:      Хотите, ребята, я вас научу, как правильно собирать травы? Слушайте

                          внимательно и запоминайте.

                         Травы нельзя собирать вблизи дорог, по которым движется транспорт,

                          а также в городских скверах,  парках и дворах.  Ведь на стебли, листья,

                          цветы трав оседает копоть и пыль, растения вбирают  в себя вредные

                          вещества, содержащиеся в воздухе и почве. Такие травы принесут не

                          пользу, а один вред.

Лесовичок:     Путешествие в Страну трав подходит к концу. Но я хочу вас попросить:

« Приходите в гости в волшебный мир трав,

Любуйтесь удивительной Страной трав,

Вдыхайте свежий аромат зелени,

Но постарайтесь не мять траву,

Не ломать её нежные стебельки,

Не рвать цветы.

Пусть украшают землю.

Пусть радует нас цветущее разнотравье!»

До встречи!

 

 

 

Список используемой литературы :

 

1. Е. Виноградова. «1000 загадок для самых умных малышей»  -  издательство «Сова» Москва Санкт – Петербург ,  2007.

2. Т. А. Шорыгина. «Травы. Какие они?»  - издательство ГНОМ и Д,  2007

 

Радькова Галина Поликарповна,

Раевская Олеся Юрьевна

воспитатели высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №20 г. Владивостока»