Формирование пространственных и временных представлений
 

 

Методические рекомендации на тему Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

ВВЕДЕНИЕ

      Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды ручного  труда и т.д. Несмотря  на  все  различия этих видов деятельности, было обнаружено общее правило - взаимосвязь между освоением  ребенком  с  помощью  конкретных видов деятельности предметной действительности    и    образованием    системы    пространственной   ориентации.

        Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность  (высокий-низкий, длинный-короткий),  понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине). 

      Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

      Формирование пространственных и временных представлений – одни  из разделов программы по формированию элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста.   Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Однако, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно – временной  терминологии и  ее использованию в экспрессивной речи.        Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для детей с речевыми нарушениями   характерно недостаточное понимание пространственно-временной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая  актуализация всех пространственно-временных  связей и отношений в экспрессивной речи. Дети  с нарушениями речи нередко и в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и редко используют в своей речи  терминологию, которую должны были усвоить на более раннем возрастном этапе. 

     В связи с этим развитие пространственных и временных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.  Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

     Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.

ЧИТАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

 

Афтанас Светлана Валентиновна,

воспитатель логопедической группы,

первой квалификационной категории