Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
 

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе  детей с ОНР по развитию  связной речи на тему: «Поможем птицам»

Цель - составление описательного рассказа о птицах с опорой на план-схему.

                    ЗАДАЧИ:

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Продолжать совершенствовать связную речь детей: составлять рассказы-описания, соблюдая логическую последовательность с опорой на картинку и план-схему.

2.Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

3.Совершенствовать навыки детей в образовании сложных прилагательных, путем слияния прилагательного с существительным (белый бок-белобокая).

4.Упражнять в воспроизведении слогового контура сложных слов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

2.Воспитывать доброжелательность, желание заботиться о птицах.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать слуховое внимание.

2.Стимулировать развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.

3.Развивать планирующую функцию речи при составлении описательного рассказа по схеме.

4.Упражнять детей  умении координировать движения в соответствии со стихотворным текстом п/и «Птицы».

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 

Сущ-е: дятел, синица, сорока, снегирь, пух, перо-перья, перышки, крыло-крылья, грудка, хохолок, лапы, хвост, клюв, голова, корм, кормушка, сало, зерно, крупа, непоседа.

Глаголы: лететь, ходить, прыгать, зимовать, клевать, махать, долбить, стучать, распушили, вертят, сели, прилетели, помогали, охраняли, мерзнуть, спасите, помогите, пригласите, накормите.

Прилаг-е: зимующие, болтливая, белобокая, пестрый, желтогрудая, красногрудый, длиннохвостая, длинноклювый, большекрылая, чернокрылый, снежная, лютая, зеленовата, желтовата, говорливая.

  Оборудование

·        конверт

            а) с письмом от птиц;  

                  б) фото снегиря, синицы, дятла, сороки с загадками о них.

·        панно «кормушка» на ватмане

·        силуэтные картинки птиц

·        мяч

·        мольберт

·        магниты

·        синтепон

·        картинки схемы - план.

 

Ход занятия:

1.     Педагог приносит письмо для детей. Читает его.

Мы вам летом помогали,

Все деревья охраняли.

А сейчас нам очень туго

Мерзнут лапки, крылья, клювы.

Помогите нам, спасите,

В гости нас вы пригласите.

Накормите нас едой

Снежной, лютою зимой.

                  Ваши друзья.

Вы догадались от кого это письмо? (от птиц). А какие птицы нам могли его написать? прислать? (зимующие птицы). А каких зимующих птиц вы знаете?

2.     Педагог достает из конверта  листы-фотографии:

- Ребята, птицы пишут, что прислали нам свои фотографии. Только вот беда изображение на них замерзло. Но если вы отгадаете загадки, то изображения станут видны.

Показывая фото птиц читает детям загадки,  предлагая  отгадать их.

Спинкою зеленовата,                                        Непоседа пестрая        

Животиком желтовата                                      Птица длиннохвостая,

Черненькая шапочка                                         Птица говорливая       

И полоска шарфика.                                         Самая болтливая.

                    (Синица)                                                             (Сорока)

 

Черный жилет,                                                  Что такое – посмотри!

Красный берет,                                                 Выпал снег, на нем огни.

Нос – как топор,                                               Это вовсе не огни

Хвост – как упор.                                              Это птицы – (снегири).

            (Дятел)

 

Педагог располагает «фото» птиц на мольберте и обсуждает с детьми, как они могут помочь птицам:

·        Как мы можем помочь птицам?

·        Чем их можно угостить?

 

3.     Педагог напоминает детям, что они недавно делали большую кормушку и даже положили туда корм.

- Только вот беда, наша кормушка вся в снегу. Давайте его сдуем, а то птицам не добраться до корма.

- Встали удобно, вдохнули глубоко, губы трубочкой, длинный выдох, чтобы весь снег улетел!

Педагог убирает с мольберта «снег», появляется панно «кормушка» с кормом для птиц.

4.     – Ну, вот можно и птиц звать. Только прилетят они, если мы красиво о них расскажем. Ведь птицы очень ослабли от голода и холода.

 А чтобы вам было легче рассказать о птицах, давайте мы сначала поиграем в игру «Красивые слова» с мячом:

·       если у птицы длинный хвост, то она – длиннохвостая;

·       а если это папа птица, то он – длиннохвостый;

·       если у нее белые бока, то она – белобокая;

·       если у нее желтая грудка, то она – желтогрудая;

·       а если это папа птица, то он – желтогрудый;

·       если большие крылья, то она – большекрылая;

·       а если это папа птица, то он большекрылый;

·       если длинный клюв, то она – длинноклювая;

·       если черные крылья, то она – чернокрылая;

·       а если папа птица, то он – чернокрылый;

·       если красная грудка, то она – красногрудая.

5.     Педагог хвалит детей и предлагает поиграть в п/и «Птицы»:

- 1,2,3 повернись,

   быстро в птицу превратись!

   (на громкую музыку птицы летают, на тихую –  опасность – замирают).

6.     – А сейчас давайте поможем нашим птицам. Составим о них рассказы. Подумайте, какую птицу вы хотите позвать на кормушку. Расскажите о ней большими предложениями, используя красивые слова по плану:

 - Какая она по внешнему виду?

 - Где живет?

 - Чем питается?

 - Чем вы ее угостите на нашей кормушке?

Составление детьми рассказов-описаний.

7.     Птицы рады, что их спасли, накормили. Они благодарят детей и просят каждый день им сыпать корм в кормушку.

 

Ямолдина Марина Александровна

логопед старшей группы,

МДОУ детский сад компенсирующего вида №266  «Радуга»  г. Н. Новгород