Роль занятий хореографией в дошкольном возрасте
 

 

Из опыта работ, педагога дополнительного образования

"Дом детского творчества"

 

Тема: "Роль занятий хореографией в дошкольном возрасте»

 

Хореография - искусство любимое детьми. И работать с ними - значит, ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явление акселерации, коснувшееся этого периода, я, как и многие другие педагоги-хореографы, пришла к выводу, что лучший возраст для начала занятий хореографией - пять лет. И поэтому мною было принято решение организации занятий хореографией в дошкольном учреждении, а именно в детском саду №3, где в работу были вовлечены дети старшей и подготовительной групп 5-6 лет.

Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психического развития детей.

Занятия хореографией призваны:

- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности,закалять волю;

- укреплять здоровье детей;

- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;

- избавлять от стеснитекльности, зажатости, комплексов;

- учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Работу руководителя-педагога дошкольного  детского хореографического коллектива я вижу не только в том, что сначала преподаются основы танцевального искусства, а потом дети радуют своих сверстников и родителей выступлениями, а это и построение урока, и подбор музыки для задуманного танца, и поиски тем и сюжетов будущих номеров, а также и решение костюма.

Но "грош-цена" балетным успехам ребенка, если я не сумела привить ему необходимых нравственных качеств. И здесь уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Умение проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот такими качествами должен обладать педагог, работающий в дошкольном учреждении. Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием, но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен пчувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. И никогда не думайте, что вы даете своим воспитанникам больше того, что они в состоянии воспринять. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга.

Я считаю, что с первых минут на моих занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. И если занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают  у ребят положительные эмоции. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала вам предстоит научить красиво и осознанно двтгаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. В этом смысле очень хорош марш. Движения демонстрирует преподаватель. Он объясняет и показывает между естественным бытовым шагом и шагом танцевальным - с вытягивание пальцев ног. Надо проследить за тем, чтобы дети не повторяли сразу за преподавателем движения, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть локоничным, целенаправленным, понятным.

В начале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, соблюдением всех требований, предявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому нужно стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут укорениться м перейти в навык. Далее можно демонстрировать отдельные части движения с меньшей амплитудой или в более медленном темпе, сосредотачивая внимание на важных деталях. После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет - были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ.

В занятие дошкольников я включаю такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее развитие на организм занимающихся - это разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышесного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов. На протяжении всего занятия и особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной олсанки детей. С этой целью рекомендую задания на различные прогибания и выгибания позвоночника. Полезны упражнения способствующие укреплению мышц спины.

Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии  я включаю  в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбираю предназначенное для детей произведение. Это могут быть и популярные детские песни композиторов Шаинского, Гладкова, Дунаевского. Приведу пример музыкального этюда "Заводная игрушка" (Приложение 1).

Малыши относятся к этому этюду, как к занимательной игре. Умейте увидеть то, что показывает ребенок, и понять его. Ведь несколько соединенных движений в таком этюде - это уже творчество маленького человека, а нет ничего важнее, чем развивать в детях творческое созидательное начало.

С удовольствием дети играют на моих занятиях в такие музыкальные игры и этюды как: "Фотограф", "Дирижер", "Зоопарк", "Приходи сказка" и т.д.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики. Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, форомирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает моя практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений. Поэтому каждое занятие я стараюсь проводить методом увлекательной игры. И разработала такие тематические игры: "Сказочный лес", "В цирке", "Времена года", "В зоопарке" (Приложение 2).

Через игры, этюды мы работаем над мимикой, пластикой, развиваем фантазию, воображение, память. Но главным итогом моих систематических занятий хореографии в детском саду №3 я считаю постановки музыкальных спектаклей, основанных на пластических и хореографических образах и миниатюрах. Вынашивая и выбирая сюжет, всегда надо помнить, для кого именно предназначена постановка. И дело не в том, чтобы поставить спектакль по физическим силам и исполнительским возможностям детей определенного возраста. Не менее важно, чтоюы заложенные в нем мысли были близки душевному миру детей. В противном случае они окажутся пасивными и безразличными исполнителями воли педагога. Поэтому кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца в музыкальном спектакле, необходимо учитывать двигательные возможности своих воспитанников, их возрастные особенности, их интересы. И здесь хореографическая изобретательность, пожалуй, больше состоит в таланте педагога сочинения танца ясного по мысли, четкого по форме и доступного для детского исполнения.

Работая над музыкальным спектаклем в детском саду №3, я вовлекаю в деятельность всех детей подготовительной группы, распределяя роли и образы по силам каждого воспитанника. Более пластичные, артистичные, эмоциональные и музыкальные дети исполняют главные роли, дети менее эмоциональные, со средними способностями заняты в массовых танцевальных сценах. Но каждый ребенок знает свой пластический образ и старается передать свое личное понимание в танцевальной интерпритации.

На протяжении нескольких лет, начиная с 2000 года, мною совместно с режиссером Л.В. Бикеровой и музыкальным руководителем Н.В. Соловьевой были поставлены такие музыкальные спектакли: "Кот и лиса", "Муха-цокотуха", "Золушка", "Стрекоза и муравей", "Дюймовочка", "Лягушка-путешественница", "Белоснедка и семь гномов", "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Гуси-лебеди", "Снегурочка", "Цветик-семицветик".

Моя задача, как педагога-хореографа, поставить музыкальный спектакль так, чтобы зритель пережил происходящее на сцене вместе с исполнителями.

Итак, занятия хореографией в детском танцевальном коллективе - это важный и нужный процесс гармоничного развития ребенка, где каждый воспитанник соприкасается с миром Прекрасного, постигает тайны искусства.


Приложение 1: Музыкальный этюд "Заводная игрушка"

Детям предлагается прослушать музыку, затем один ребенок выходит на середину зала, я изображаю завод ключом ребенка. Ребенок под музыку танцевальными движениями изображает придуманную им игрушку. По окончанию музыки дети вместе решают, какую игрушку я завела, чей образ воплотил в танце их товарищ. Каждый желающий по очереди показывает свою придуманную "заводную игрушку".

 

Приложение 2: Конспект тематическоеигрового занятия "В зоопарке"

- Дети, я добрая волшебница, и сегодня я поведу вас в зоопарк. Встанем друг за другом и отправимся в гости к животным (маршируем по кругу). Вдруг начался дождик. Нам нужно скорее от него укрыться  (различный по характеру бег по кругу). Но я взмахну волшебной палочкой и дождик прекратиться. Однако, остались лужи, и мы, чтобы не замочить ножки пойдем очень осторожно (шаги на полупальцах, на пятках). Придется перепрыгивать через лужи (подскоки, голоп). Дорожка, наконец-то, высохла, можно смело идти по ней (подрый марш с высоко поднятыми коленями). Вот мы и в зоопарке. А это вольер с птицами. Внимание! Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в птиц (это может быть "лебедь" - работа рук; "сова" - упражнения для головы и корпуса; "цапля" - упражнения для ног и наклоны корпуса). А теперь взмахом волшебной палочки я снова превращаю вас из птиц в детей, и мы идем дальше (марш, перестроение). В зоопарке дети встречаются со змеями (партерные растяжки), пантерами (выгибание спинок, махи ногами), медведями (ход на внешней стороне стопы), обезьянами (прыжки, различные приседания).

- Ой, ребята, я потеряла свою волшебную палочку и теперь не смогу превратить вас в детей, если вы мне не поможете, то мы не сможем вернуться домой. Но выход есть. Вам нужно быстро вспомнить всех, кого мы видели в зоопарке и изобразить позой этих животных. Если  я угадаю, кто из вас кого представляет, то мы и без волшебной палочки окажемся дома (по сигналу педагога дети замирают в позе какого-либо животного).