Конспект открытого занятия «Мои первые эксперименты с водой»
 

 

Конспект  открытого занятия  

«Мои первые эксперименты с водой»

 

     Программное содержание.

      

        Образовательные:

·        Закреплять у детей знание  о разных свойствах воды: не имеет формы, вкуса, запаха, вода прозрачная,  бесцветная, текуча, вода превращается в пар при нагревании, в  воде можно растворять другие вещества.

·        Совершенствовать речь детей.

·        Учить очищать грязную воду с помощью фильтра из ваты.

 Развивающие:

·        Развивать формы мышления: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение.

·        Активизировать и обогащать словарь детей существительными,   прилагательными, глаголами по теме занятия.

·        Развивать умение работать в коллективе.

          Воспитательные:

·        Воспитывать бережное экономное отношение к чистой воде (родниковой, колодезной, водопроводной).

·         

Предварительная работа:

·        Беседы о воде ее роли в жизни человека.

·        Проведение занятий – экспериментирований с водой.

·        Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

·        Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

·        Чтение художественной литературы.

·        Наблюдение за водой во время прогулок.

 

Лексический материал:

Активизировать  - туман, осадки, жидкость, кипятильник, превращение, переливается, прозрачная, вещества, ключевая, эксперимент.

 Ввести -   вода  текуча, растворитель, фильтр, мензурка, пробирка, колба, сосуд.

 

Оборудование и материал.

 

Демонстрационный:  емкость для воды,  колба,  трубочки, прозрачные стаканчики разной формы, ложка, воронка, игрушки,  кипятильник, стекло, костюмы,  муляж колодца, ведра, коромысло, лавочка, ковш, вещества которые мы будем растворять в воде (соль, сахар,) салфетки, вата, аудиозапись, банка с водой и отметкой, пипетка с краской, емкость с грязной водой, плакаты.

   Раздаточный:  емкость для воды,  мензурка, трубочка, прозрачные     стаканчики, ложка, воронка, игрушка, вата, соль, сахар, пипетка с краской, емкость с грязной водой, салфетка.

 

Ход занятия:

 

Входят девочки, у них коромысло и ведра. Они направляются к колодцу.  Мальчики сидят на лавочке. 

Девочки поют:                    Пошла млада за водой

Коромысел  расписной,

Эй-эй люли

Коромысел  расписной.

Коромысел  расписной

Ведерки дубовые

Эй-эй люли

Ведерки дубовые.

Мальчики подходят к девочкам, берут их в круг, девочки кокетничают, вырываются из круга,  садятся на лавочку.

Мальчик:  Девицы красавицы; напоите нас водой  ключевой.                                      Девочка: Еще чего!  Вон ковш, сами напьетесь. (смеются)                                                             

Мальчики:  Подходят к колодцу, один берет ковш, мальчики рядом, наклоняются за водой, а из колодца водяной.

Все отбегают, водяной садится на край колодца и поет:        

                 

                    Я - водяной, я- водяной,

                    Поговорил бы кто со мной,

                    А то мои подружки –

                    Пиявки да лягушки.

                    Эх, жизнь моя жестянка,

                    А ну ее в болото!

                  

                     Живу я очень скучно,

                  А мне все знать,

                    А мне все знать охота!

Мальчик: Напои нас, водой. Дорогой водяной!

Водяной:  Если вы мне назовете, какая бывает вода,  напою вас водой, да не простой, а целебной!

(дети  называют, какая бывает вода)

Водяной: А свойства воды вы знаете?

(ответы детей)

Водяной  (смеется): Да я вам могу и не такое  наговорить.

Воспитатель:    Водяной, проходи  в нашу лабораторию «Капелька» и занимай место, будешь работать с нами.

Водяной:  Как  это,  понять  вода не имеет формы?

Воспитатель:    Сейчас водяной мы тебе это докажем. Ребята, предлагаю всем взять  сосуд и емкость с водой. Наливаем воду в сосуд. Видим, вода приобретает форму того сосуда, в какой ее наливают.

Водяной:    Да, логично! Вода не имеет формы.

 

 

 

А как понять,  вода не имеет цвета,  и она прозрачная?                                              Воспитатель:    Предлагаю  провести эксперимент. Возьмите сосуд с водой

и поставьте перед собой, за сосуд положите игрушку и посмотрите, что мы видим?

(ответы детей)

Воспитатель:  Значит, вода, какая?

Правильно, прозрачная. Так какая вода, водяной – прозрачная.

Ребята, на столе у вас стоят пипетки   с веществом,  капнете несколько    капель  в емкость с водой   и посмотрите, что происходит с водой? . Правильно, вода приняла цвет той жидкости, которую добавили в воду.

Делаем вывод:  Вода прозрачная и не имеет цвета.

Водяной:  А почему, вода не имеет вкуса?

Воспитатель:  Я предлагаю всем попробовать глоток кипяченой воды.

Сырую воду пить нельзя!   Вы чувствуете, вода – безвкусная, а если мы добавим в воду немного другого вещества?  Размешаем. Попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Поменяйтесь стаканами, попробуйте.  Какая на вкус эта вода?

Значит, делаем вывод:  Вода - безвкусная!

Водяной:  Ребята, а куда делись вещества, которые мы добавили в воду?

(ответы детей)

Водяной:  Ну,  хорошо, это понятно. А как это вода испаряется ?

Воспитатель:  Приносит банку, где стоит отметка и говорит, что мы налили воду в банку  9 января и поставили на окно. Вода от тепла испарилась.

-         Посмотрите в банку, тут есть полоски. Это отметки от воды.

Водяной:  Она, может быть, и была такая. А воду отлили.

Воспитатель: Значит, ты водяной, не веришь этому опыту. Так давайте проведем еще один опыт – научный эксперимент. Вода более интенсивно испаряется при нагревании.  Я буду нагревать воду, а вы наблюдайте, что будет происходить с водой.

Вода закипела.

 Ребята, посмотрите, что будет со стеклом, если его подержать над кипящей    водой.

(ответы детей)

Воспитатель:     Ребята, посмотрите на стекло, во что превращается пар?

 Это значит, что мы с вами сделали научное открытие.    Вода при нагревании испаряется и превращается в пар, а пар в воду.

Водяной:  Ребята, а вы знаете, где живут мои подружки – пиявки да лягушки?

Молодцы знаете. А вот в этих водоемах, какая вода?  Пить ее можно?

Воспитатель:  Давайте попробуем очистить загрязненную воду. Водяной, ты тоже можешь вместе с нами очищать воду. Тебе могут пригодиться эти знания.

( Проводим опыт – очистка грязной воды через фильтр).

-         Посмотрите на свои фильтры.

-         Какие они? Что вы видите?    (ответы детей)

 

 

Воспитатель:  Вот поэтому можно пить только кипяченую воду или с экологически чистых источников. У нас в Самарской губернии есть много источников целебной, чистой воды. Это – Дворцовая, Лагуна, Борская,  Рамено, Родник, Капель  и др.

 

Водяной:   Вот как раз  в моем колодце такая вода.

                                           И сейчас я вас угощу ею.

                  Мне очень понравились ваши ответы и                           эксперименты.

                         И я хочу вас и гостей угостить своей водой