Влияние природного материала на здоровье детей
 

 

Влияние природного материала на здоровье детей

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.
Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению всемирной организации здравоохранения. Здоровье это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые я использую в работе с детьми. Почему я выбрала тему: «Влияние природного материала на здоровье детей».
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интересны детям.
К. Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить но своему желанию ... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом/ ... для детей лучшая игрушка куча песка ».
Родители сами делают выбор, чем играет их ребенок. Можно усадить ребенка перед телевизором, а можно купить лопатку и ведерко и отправить на свежий воздух. Благодаря своим разнообразным возможностям природные факторы во взаимодействии и объединении с готовыми игрушками способствуют возникновению всех видов игр: сенсорно-дидактических, манипуляционных, строительных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности, развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах, развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс отпущений и делает представление о материалах и их свойства полнее .Во время игры с природным материалом, развиваются художественные способности, эстетические вкусы.
фантазия, творческое воображение.

Природные факторы имеют огромное оздоровительное значение.

В своей работе приоритет отдаю играм с песком, глиной, природным материалом (шишки, семена, веточки и др.)
Игры с песком имеют огромное значение, в частности «песочная терапия».
Существует принцип «терапия песком», который предложил Кары Густав Юнг. Основатель аналитической терапии. Именно потребность человека «возиться» с песком и его структура подсказали великому Юнгу эту идею.
По мнению парапсихологов, песок впитывает негативную энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
а) при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
б) развитие мелкой моторики и тактильной мнемичеекой чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
в) с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Для игры с песком в помещении необходимы:
1) водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см:
2) чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;
3) вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.
Во время игр с песком можно выполнить такие упражнения:
пороскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.):
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук. ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.):
пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после одновременно (сначала только указательным, потом средним, затем безымянным, большим, и наконец— мизинчиком);
можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук. совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Другой природный фактор это глина. Глина - это один из самых распространенных природных материалов и более всего освоена человеком еще с глубокой древности, когда люди жили в согласии с природой.
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.
Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.
При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:
— закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?;
— огложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили:
— соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик; проткните глину;
пошлепайте по ней. пощупайте место от шлепка: — оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей. Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Ещё один природный материал, который я использую в своей работе - это шишки.
Массаж шишками.
Вместе массажеров я использую еловые и сосновые шишки. Зачем тратиться на дорогостоящие массажеры, когда можно воспользоваться подручными средствами? Не поленитесь, соберите сосновые шишки, чуть приоткрытые. Причем не надо обрывать их с деревьев, а лучше подберите те. что упали и высушите. Если у вас заболят ноги, то рассыпьте шишки на полу, прикройте какой-нибудь тканью и потопчитесь на них босыми ногами лучшего массажа не придумать!
Для ног применение сосновых шишек полезно и такое мероприятие: положите под ступню шишку и попытайтесь покатать ее вперед, назад и по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Свежие шишки хорошо справляются с болью, поэтому прикладывайте их к различным больным местам. Шишки также снимают раздражительность. Для этого подержите их в руке несколько минут, а затем выбросите.
Выполняем массажи спины, ног. стоп, рук. пальцев рук. живот, головы, массаж области груди, носа, ушей.
Каждый массаж можно сопроводить стихотворными строками, которые создают положительный
эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект.
Таким образом, игры с природным материалом дарят детям большое эмоциональное наслаждение.
повышают жизненный тонус, способствуют поднятию настроения.
Если игры с природным материалом проходят без направлений взрослого, то часто бывают однообразными и малосодержательных. Взрослым следует знать виды игр с природным материалом, их содержание. вариативность, проявлять собственное творчество и инициативу.


Артемьева Марина Николаевна

воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1

МО "Ахтубинский район" г.Ахтубинск