Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме:

“Путешествие в Жигулёвский заповедник”.

Образовательная область. Познание (ознакомление с окружающим миром).

 

Цель: познакомить детей с понятием “заповедник”, сформировать представление о Жигулёвском заповеднике.

Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы, поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.

Учить передавать научный текст литературным языком, связно, последовательно, выразительно, опираясь на слайды – иллюстрации рассказа (защита проектов).

Мотивация: несколько детей рассматривают энциклопедию о животных. Другие подходят, просят посмотреть.

Воспитатель: ребята, что за книгу вы рассматриваете?

Дети: энциклопедию о животных.

Воспитатель: а хотите узнать о них побольше?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: сегодня я приглашаю вас на экскурсию в Жигулёвский Государственный заповедник им. И.И. Спрыгина. Жигулёвский заповедник расположен на территории Ставропольского района Самарской области в северной части полуострова Самарская лука, образованной глубоким изгибом Волги в её среднем течении. На юге граничит с национальным парком Самарская лука (показать на карте). С 1977 года заповедник носит имя своего создателя – И.И. Спрыгина  (рассказ воспитателя сопровождают слайды: виды заповедника, животных, растений).

Цель создания заповедника – сохранение в естественном состоянии природных комплексов зоны смешанных хвойно-широколиственных лесов Среднего Поволжья. Площадь Жигулёвского заповедника– 23130 га.

Приблизительно 2200 га составляют леса, остальное – луга. Климат на территории заповедника континентальный. Самый холодный месяц – январь: от -11 до -40 градусов. Самый жаркий месяц – июль: от +20 до +40 градусов. Растительный мир заповедника удивителен и разнообразен, он насчитывает 832 вида растений.   Это типичные представители Средней полосы: боярышник волжский, колокольчик волжский, лён украинский; таёжные растения: толокнянка, папоротник, ветреница алтайская, манник двулистный; обитатели тёплого Средиземноморья: шаровница крапчатая, астра альпийская; а также представители степей: полынь обыкновенная, тонконог жестколистный, незабудка. На территории заповедника сохранились в первозданном виде реликтовые сосняки. Создание Жигулёвского заповедника стало решающим фактором надёжного сохранения уникальной растительности и животного мира северной части Самарской луки. Именно здесь гарантировано сохранение мест произрастания редких растений.

     В Жигулях всегда находили себе приют растения и животные с самыми разными потребностями во влаге, тепле и свете. Безжалостные катаклизмы уничтожали многие виды на равнинах, окружающих Жигули, но когда вновь менялся климат или отступало море, отсюда – из Жигулей, расселялись растения и животные, для которых новые условия уже не были губительны. Среди сохранившихся исконных обитателей Жигулей есть и реликтовые виды животных, например, узорчатый полоз. На территории Жигулей обитает 40 видов млекопитающих, 158 видов птиц, 40 видов рыб, 1500 насекомых. На протяжении многих лет сохраняется самая высокая плотность населения таких ценных охотничье-промысловых зверей, как заяц-беляк, лесная куница, лось. Расселяясь за пределы заповедника, они поддерживают запасы этих животных на соседних территориях. В заповеднике обитает основная часть поголовья боровой дичи Самарской Луки. Барсук из редкого стал обычным обитателем Жигулей. Именно в заповеднике нашла для себя наиболее подходящие охотничьи угодья рысь, вернувшаяся на Луку после многолетнего перерыва.

   Всю крылатую гвардию Самарской Луки невозможно и перечислить. На территории заповедника гнездятся орлан-белохвост и скопа, занесенные в Красную книгу СССР. Наиболее богато представлена Красная книга в заповеднике миром беспозвоночных животных, их здесь найдено 22 вида.     

   Самый крупный обитатель Жигулей, их исконный житель – лось. И хотя в отдельные периоды в прошлом на него велась в нашем крае беспощадная охота, все же ему повезло: его берегли в барских имениях, находится он под охраной закона и теперь. Суровее поступила судьба с извечными спутниками лося – крупными хищниками. Медведь в Жигулях полностью истреблен человеком. Более «удачливым» оказался волк.

Встречается в Жигулёвских лесах косуля. Практически на всей территории Самарской Луки можно встретить кабана. Летом он встречается редко, но на зимовку в заповеднике собирается до 150 кабанов.

На высоком уровне держится в заповеднике численность зайца-беляка, белки.

Кроме того в заповеднике обитают: куница, барсук, обычная рыжая лиса, встречаются лесной хорь, горностай и ласка.

Характерные обитатели Жигулей – летучие мыши, некоторые виды зимуют в штольнях, заброшенных после прекращения добычи известняка в Жигулях.

 А сейчас я предоставляю слово моим помощникам. Они расскажут о некоторых обитателях заповедника. Первым гидом у нас будет Арина, она расскажет про выхухоль. Этот редкий зверёк занесён в Красную книгу.

 Далее нашу экскурсию продолжит Мирослава. Она очень много знает о кабанах.

Третьим гидом будет Владислав. Он поведает о медведях.

Физкультминутка:

« На водопой »

Жаркимднёмлеснойтропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Жаркимднёмлеснойтропой

Все пришли на водопой.

 Воспитатель: отдохнули немного, давайте продолжим наше путешествие.

 На экране – фрагменты фильма «Времена года в Жигулях».

  Хорошо идти по весеннему лесу. Ещё не распустилась листва на липах, но березняки уже подёрнулись зелёной дымкой. Тонким, сладким, утренне-свежим ароматом наполнен лес от бесчисленных желто-салатных соцветий остролистого клёна. Ковёр весенних трав скрыл прошлогоднюю листву. То он горит золотыми огнями ветреницы лютиковой, то словно снегом посыпан белыми цветами ветреницы алтайской, розовеют скромные венчики медуницы, засветились букетики первоцвета, а на дорожных обочинах буйствует многоцветье мать-и-мачехи. Ещё не звенит лесной воздух от комариного писка, не печёт зной, благодать…

А где же животные?

 Вот хлопотунья-белка прыгает с ветки на ветку, хвастается всем новой рыжей шубкой, чинит гнездо.

 Птицы заняты постройкой гнёзд.

Заяц катается по траве, оставляя на ней клочки старой шерсти.

  А вот и лось – лесной великан – лакомится свежими побегами.

  А вот мама-медведица повела своих медвежат на водопой. Двое маленьких медвежат, а один постарше – пестун. А медведица-то исхудала вся за зиму. А вот ёжик. Только что проснулся, увидел нас и спрятал нос в сено. Думает,  мы его не видим. А вот барсук вылез из норы и щурится от яркого солнца.

  Скоротечна весна. Скинули свадебный наряд яблони и черёмухи и спрятались в толпе клёнов и лип. Пчелиный гул окутал цветущие заросли малины и жимолости, волнами налетает аромат цветущей калины. А вот и пурпур цветов шиповника возвестил о начале лета.

   Всегда прекрасен лес, но нет лучше леса благодатной осенней порой. Порой созревания, порой осеннего золота. Стали зябкими ночи, присмирело комариное войско. У всех деревьев красив осенний наряд, но нет теплей и сочней цвета осенних кленовых листьев. Багрец и золото осеннего клёна залили все горы, все лесные дали, кажется сама осень нарядилась в злато-багряный кленовый сарафан, лишь местами ещё зеленеют березняки, да жмурятся темной хвоей сосновые боры и то, кажется, только для того, чтобы не пригляделся глаз к буйству осенних красок. Жаль, недолго царит эта сказочная осенняя краса. Ударит первый крепкий утренник и наполнится лес шорохом падающих листьев. А там крутой ветер и вовсе сорвёт с леса его золотое убранство и бросит на землю, сметёт валами на опушках, и станет он скромным, серым и прозрачным.

Воспитатель: ребята, а что же в эту пору делают звери? Что делает белка?

Дети: запасает корм (грибы, орехи), утепляет жилище.

Воспитатель: белки живут в дуплах деревьев, но могут и строить гнёзда, подобно птицам. А какие ещё изменения происходят в жизни белок и зайцев?

Дети: мех у них становится более тёплым и пушистым, меняется окраска. Воспитатель: так животные приспосабливаются к условиям жизни. Окраска называется покровительственной. Можно ли по цвету шубки определить, какое сейчас время года?

Дети: да, можно. Если шубка у зайца пестрая – это конец осени, скоро зима. Если белая – значит пришла зима.

Воспитатель: а почему не меняет цвет волк, лиса, медведь?

Дети: они не боятся других зверей, они более сильные.

 

Воспитатель: лось хищное животное или травоядное?

Дети: травоядное, лось ест траву, грибы, ветки.

Воспитатель: а лось боится хищных зверей?

Дети: нет, он большой, сильный. Он быстро бегает, может сильно ударить копытами.

Воспитатель: защищает ли окраска лося зимой?

Дети: нет, он серый, темный, похож на стволы деревьев.

Воспитатель: почему же волк и лиса не меняют окраску?

Дети: у лисы меньше врагов, чем у зайца, да и сама она хищница.

Воспитатель: кто опасен для лисы?

Дети: волк.

Воспитатель: а медведь?

Дети: он зимой спит.

Воспитатель: почему медведь зимой спит, а другие животные нет?

Дети: наверное, ему трудно зимой найти еду. Малины нет. Корни и муравейники под снегом.

Воспитатель: можно ли по окраске шерсти лисы и медведя определить какое время года?

Дети: нет, они не меняют окраску.

Воспитатель: а по поведению медведя можно узнать, какое время года?

Дети: если медведь залег в берлогу, то это конец осени – начало зимы.

Воспитатель: а кто ещё спит зимой?

 Дети: барсук, ёжик, енот.

 Воспитатель: с глубокими снегами наступает трудная пора в жизни лесных обитателей. Самые крупные звери – лось и кабан в это время держатся на стойбищах – на небольших участках леса, где они успели протоптать в снегу плотные тропинки.

Вот и закончилось наше путешествие по Жигулям заповедным. Такой величественный памятник природы необходимо сохранить в первозданном виде. Нужно сохранить богатейшую растительность гор, уникальный животный мир. Сотни тысяч людей ежегодно совершают поездки по Волге, наслаждаясь красотой великой русской реки. Пусть же и наши потомки любуются чудесным творением природы – Жигулёвским государственным заповедником. На память о нашем сегодняшнем путешествии я подарю вам открытки с видами Жигулёвских гор.

Никишкина Наталия Анатольевна,

воспитатель высш. кв. категории,

МАДОУ №374 городского округа Самара