ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
 

 

Взаимодействие доу и родителей, как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования.

 

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит  добро»

                                                                                             В.А.Сухомлинский

        В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достижение  высокого качества образования воспитанников, удовлетворение запросов родителей и интересов детей, создание единого образовательного пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Поэтому важнейшими проблемами современной педагогической практики являются  расширение воспитательных возможностей семей и  повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.  Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

На первом этапе использования информационно-аналитических форм организации общения с родителями мы осуществляем, обработку и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

     Итоговые досуговые  формы организации общения, которые мы используем в соответствии комплексно-тематическим планированием по ФГТ, призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги). Мы считаем, что такие формы сотрудничества могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, обучения родителей рациональным методам и приемам.

Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями преобладает   монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы  взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания,  конференции, консультации,  беседы, тематические выставки,  посещение семей на дому.

Наши педагоги понимают, что любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. Опытные педагоги знают, что использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) способствуют активности родителей в воспитании ребенка.  Анализ практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.   Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья».

       В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, в которых реализуется принцип партнерства, диалога. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей  способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. При таких формах сотрудничества ДОУ и семьи родители становятся участниками педагогического процесса, они введены внутрь этого процесса. Создание коллектива единомышленников- родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребенка – позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться  к будущим достижениям выпускников ДОУ к школе. Вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально- культурной компетентности, в области  воспитания, предотвратить  возможные  конфликтные ситуации в семье – все это достигается  тем, что содержание  программы включает следующие формы работы.

Вариантов  таких совместных мероприятий множество:  Дни открытых дверей, турниры знатоков,  кружки,  викторины,  КВН, семейные конкурсы, выпуск газет,  концерты,  оформление групп,  благоустройство территории  ДОУ, создание в детском саду «Стены творчества», которая дает возможность  выставлять семейные рисунки, фотографии и  любоваться ими, аукционы детского творчества и другие.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.  Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание,  и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

      Я, как старший воспитатель, при изучение работы ДОУ  выделяю критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. Для проведения такой оценки анализирую документы ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей – годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний.

1. Критерии анализа годового плана:

·         планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

·         учет запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

·         планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

·         разнообразие планируемых форм  работы;

·         планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей;

·         разнообразие форм методической помощи педагогам по данным вопросам

          (педсоветы, деловые игры, тренинги);

·         выявление, обобщение, внедрение опыта работы педагогов с семьями  внутри ДОУ, микрорайона.

2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

·         планирование содержания мероприятий на основе интересов, нужд, потребностей родителей;

·         разнообразие планируемых форм работы с семьей;

·         наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

3. Критерии анализа протоколов родительских собраний:

·         разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

·         отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

·         учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Данные   критерии анализа документов позволяют мне определить: учитывают ли педагоги ДОУ потребности семьи, наполняют ли мероприятия интересным и содержательным материалом для родителей; стремятся ли к постоянному повышению компетентности педагогов по взаимодействию с родителями. Подтверждением всей этой работы является материал: сценарии и конспекты, фото и видео материалы.

        Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей включает  отсутствие формализма в организации работы с семьей;  учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;  социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), использование разнообразных форм работ с семьей (индивидуальных, коллективных,  наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных  форм работы с семьей;  систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействии с семьей; стремление к диалогу при организации работы с родителями; выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания; «открытость» ДОУ для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников; минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей; изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе); сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы; организацию открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей  предполагает: формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; отсутствие учета в работе интересов и потребностей  родителей; изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе); бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников; отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников; отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей; неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.

Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме.

 

 

Литература:

1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред. Е.М.Кокорева.  1993г.

2. Волжина О.И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4

3. Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.

4. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,  «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ»  2004 г.

  5. А.В. Дронь, О.Л.Данилюк « Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» . Санкт- Петербург  2011 г.

6. Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г

7. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.

8. Кошелева А.Д. Алексеева Л.С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997 г.

9. Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г

10. Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996 г. № 3-4;

11.  Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г

12. Николаева Е.И.  «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г.

13. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.

14. Яркина Т.Ф., В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения»  Ставрополь 1997 г.