ДОКЛАД по теме: "Поэтический образ природы в детских рисунках"
 

 

 

    ДОКЛАД

    по теме: "Поэтический образ природы в детских рисунках"

     

    Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы

    должно возвысится на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием.

    Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе, непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства.

    Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольника побуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

    Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело знакомит ребят.

     Вопрос развития детского творчества па основе поэтических произведений Считается важным и сложным в методике руководства изодеятельностью детей. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становиться его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В процессе восприятия поэтического произведения, большую роль играет руководство педагога, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств.

    На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Педагог1 заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник иллюстрируя текст, стремиться нарисовать, нарисовать то, о чем сказал поэт. Воспитатель знакомит детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Педагог использует не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства.   Со  старшими   детьми   чаще   проводятся   экскурсии   в   природу.    Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках.

     При организации и работы педагог должен учитывать подбор художественных  произведений. Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям но тематике, содержанию, языку. Это имеет большое значение для творческой изобразительной деятельности дошкольника. Изобразительность художественного образа помогает представить цвет, форму, пропорции, состояние , расположение предмета в пространстве. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызвать эмоции, чувства, заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность человека. Художественные образы должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные , звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой.

     Существенное  значение  в  произведениях,  которые  и с пользуются  для  детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Известно, что динамичные-.образы-природы   изобразить  легче,   поэтому   подбирать  следует   произведения,   в  которых образы природы показаны в действии, в развитии.

     Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической  характеристике образов. Различные краски становятся более понятны детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведениях с помощью эпитетов-прилагательных указывающих на цвет предмета. Например, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта. Эпитеты определяют различные -тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.

     Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружиться и па землю тихо падает, ложиться.,.», «...лес, что шапкой принакрылся чудной».

     В произведении А. С. Пушкипа «Идет волшебница-зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». Колорит может вырисовываться с помощью эпитетов-прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той   или   иной   картины   природы.   Например,  наступление  зимы  с торжеством утверждает "белый, праздничный наряд" рябинки в стихотворении Е.Трутневой «Первый снег».

    Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение па листе бумаги. Например, Л. Квитко «Одуванчик» цветок, растет «на дорожке, и в ложбинке, и в траве». Л вот строчки Л. Толстого «вдали красуются.. листья ярко-красные вянущих рябин» («Осень») помогают нарисовать в перспективе изображения деревьев на заднем плане листа. Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть какие-то индивидуальные особенности образа («колючая» елка, «топкие» иголочки, «приглашает колокольчик звонкий», «словно пеленою всего одело»). Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького рисовальщика. 'Гак , Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», а Пушкин - "волше6ницей", -подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое называние зимы возбуждает у ребенка желание необычно, волшебно нарисован, зимнюю картинку. В стихотворении Г.Новицкой «Ромашки» выражение «ромашки...улыбаются» вызывает желание создать веселый рисунок. Е.. Трутнева в своем стихотворении «Осень» - «по лесным тропинкам ходит, бродит осень» создает мечтательное, задумчивое настроение у слушателя, желание вместе с осенью побродить по лесу.

    При знакомстве с опоэтизированной природой педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать, как отраженно одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Так образ леса изображен в целом ряде стихов: С Погореловский «Лес», И Бунин «Листопад», Л. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,  С. Есенин «Пороша», И. Суриков «Первый снег» и др. Во все времена года лес по-своему красив. Дети начинают понимать эту красоту, связывают се с тем, что лес-богатство нашей Родины, её могущество, т.е. у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу-этому человек должен научиться с детства. Педагог должен показать образен гуманного отношения ко всему живому. Так после сильного снегопада ветки деревьев гнуться под тяжестью снега и могут сломаться. Дети вместе с воспитателем стряхивают, где это возможно, спет- с кустарников и деревьев, чтобы сохранить их невредимыми. Такая работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности,

     Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.

    На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы,   подкрепление  этих   представлений  уточняющими   беседами,  просмотром  картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

    Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий, способствует отражению этих качеств в детских пейзажных рисунках.

     Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становиться возможным благодаря развитию определенных представлений. Дети могут создавать творческие рисунки не только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы, обязательно будут присутствовать в детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями. Поэтический образ помогает найти ребенку изобразительные средства, способствует созданию в рисунке развернутого пейзажа, что помогает расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки 'того или иного времени года, выразить чувства.

     Дети, которые глубже воспринимают цвет и форму, рисуют образ более обобщенно.  Изображая осенний лес, они представляют ело целой массой или в виде нескольких деревьев. А ребята, которых в произведениях привлекает перечисление деталей, стараются тщательно прорисовать их. Одно и тоже произведение вызывает у детей разные эмоции, чем также обуславливается различное содержание рисунков и степень вы разительности образ в. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и отражают большее количество образов ли используют более разнообразные средства выразительности.   .

    Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Рисуя ель, дети четырех-пяти лет передают  лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие. Разные оттенки зеленого цвета в окраске хвои, веток, разное строение и окраска ствола, индивидуализация в деталях в изображениях этого дерева у детей шести лет.

    Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшим он помогает выразить  к образу. Старшие дети, изображая различные цветовые оттенки предметов, придают некоторую выразительность образам, придают настроение поэтических строк. В значительной степени поэтическое произведение способствует развитию композиционных умений детей. Иногда ребята могут дополнить картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Лети живо передают состояние природы, время дня, года.

     Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций, как движущей силе  воображения и выразительности детского творчества. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт; который ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Чем сильнее захватывает дошкольника тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать. Предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т. е. элементарными навыками., умениями в области рисования.

    Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе в искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

    Одной из форм систематической работы по эстетическому восприятию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которого развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе.

     К основным методам, которые педагог  использует для развития эстетического восприятия и детского творчества относятся: рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

    Для изображения пейзажа дети могут использовать акварель, гуашь, в старших группах им доступно применение таких изобразительных материалов, как угольный карандаш, восковые мелки, пастель. Они уже знают , что на темном фона светлые тона кажутся светлее, а на светлом - темнее. Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке», «Составь оттенки синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа- самая светлая».

    Воспитатель прежде чем учить детей, должен сам овладеть способами работы с различными краскам и гуашью, акварелью. Живописный и рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого либо произведения о природе, также помогает детям понять   красоту   и   доступность   того   или   иного   способа   передачи   определенной цветовой гаммы. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка. Можно рекомендовать способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивания краски, размыва и т. д. В средней группе цвет фона задается, в старшей группе дети чаще самостоятельно подготавливают нужный фон, используя свои знания о смешивании цветов, высветлении или затемнении их, составление нужных оттенков цвета.

     Итак, отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе, Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка/ а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому  растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине, С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать ее благотворное влияние.

     

     Первые занятия по рисованию на темы стихов мы начали проводить в средней группе. Четырехлетних детей уже можно обучать восприятию поэтических образов, от непосредственных наблюдений вести к пониманию изобразительного смысла поэтических строк. Для успешного проведения занятий в средней группе необходимо, чтобы образы представлений, возникающих у детей после наблюдений, совпадали с образами поэтических произведений. Работа строилась следующим  образом. Рисованию предшествует знакомство со стихотворением, которое сочетается с наблюдением природы. Иногда мы заранее проводим рассматривание иллюстраций, отражающих конкретное произведение. На занятии по изодеятельности еще раз читается стихотворение, проводится беседа, уточняющая представления детей. Для облегчения задания я показываю некоторые приемы изображения пейзажа.

     

     В средней группе дети рисовали картины природы по произведениям А. Плещеева "Травка зеленеет", О.Высотской "Одуванчик", Е.Трутневой "Елка", С. Маршака "Дождь" и др. Их содержание легко переносится в рисунок. Наши дети любят такие занятия, часто спрашивают: "А когда мы еще будем рисовать по стихотворению?".

     

    В старшей группе для развития творческого подхода детей к пейзажному рисованию мы используем следующие методы и приемы: наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения, беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка; предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстрацией, отражающих поэтические образы,Рисование только на основе восприятия поэтического произведения, рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.

     

    Используя эти методы и приемы дети нарисовали такие работы-"Картинка про лето" по стихотворению С.Маршака,"Зеленая страница", "Ели большие и маленькие" по произведениям И.Токмаковой "Ели".,"Ходит -бродит осень" по одноименному произведению Е. Трутневой и А.Толстого "Осень", "Первый снег" с использованием произведений И.Сурикова и Е.Трутневой "Зима", коллективные работы "Золотая осень" и "Зимняя сказка", В которых дети полнее выразили свои эмоции и чувства.

     

 

Сипивая Ольга Викторовна

воспитатель МБДОУ "Детский сад №14 МО "Ахтубинский район"

г. Ахтубинск