Экологическая экскурсия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Встреча с Лесовичком на экологической тропе».
 

 

Экологическая экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Встреча с Лесовичком на экологической тропе».

 

Составитель: Зубарева Любовь Константиновна

Цель: Формирование у детей основ экологических знаний.

Задачи:

1. Дидактическая:

  • Формировать бережное отношение к природе; экологическое сознание.
  • Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

2. Коррекционная

  • закреплять знания детей о деревьях, лекарственных растениях, о правилах поведения в лесу; двигательные умения

3. Воспитательная

  • Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

 

Дети получают письмо от Лесовичка  – приглашение к нему  в гости.

Письмо Лесовичка:

Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко на мою полянку. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз.             Ваш любимый Лесовичок

 Дети отправляются вместе с воспитателем в гости к Лесовичку.

Выходят по дорожке  на полянку  с домиком.

Ведущий: Ребята! Дорожка привела нас с Вами на полянку. А кто же в этом домике живет? Как вы думаете? Лесовичок? Давайте мы его позовем.

(выходит Лесовичок потягиваясь)

Лесовичок: Как вас много. Здравствуйте ребята. Я вас ждал, ждал да и заснул.  Как здорово, что вы меня разбудили, а то все самое интересное бы проспал.

        Лесовичок:  Ребята! А, скажите, пожалуйста, вам нравится на моей полянке? Что вам больше всего нравится?

А какие деревья  растут на моей полянке, знаете? (ответы детей).

А стихи о деревьях знаете? Вот я знаю про елочку. Я очень люблю свою голубую ель. В Новый год я её украшаю бусами, игрушками и пою ей песни.

На веточках у ёлочки

Колкие иголочки.

Что ещё растёт на ёлке

Угадайте, ребятишки,

А растут на этих ветках

Еловые шишки.

 

 Ведущий: А я хочу вам загадать загадку.

                         Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

                                                                 (дерево)

Лесовичок: Скажите, а вы умные, внимательные все знаете?  Сейчас проверим. Я сейчас сыграю с вами в игру.

Игра «Похлопали – потопали».

Если я говорю правду, вы хлопают, если нет – топаете.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Лесовичок: Молодцы, все знаете.

Ведущий: Лесовичок, я знаю что ты любишь играть на своей полянке, но мы сегодня хотели отправиться в путешествие и пришли взять тебя с собой. Чтобы ты нам рассказал и показал, что же интересного есть в твоих владениях.

Лесовичок: Ну хорошо, пойдем все покажу и все расскажу. А вы мне поможете, если я вдруг что-то забуду.

(идет вдоль цветников)

Видовая точка «Однолетние и многолетние цветы».

Ведущий: А какие цветники красивые.

Лесовичок:   Мы цветы посмотрим, понюхаем, но рвать их не будем, пусть цветут, и радуют нас.  Какие цветы вы знаете?            Нужно аккуратно пройди, чтобы не помять их. Скажите, рвать цветы можно?

Воспитатель: Давайте порадуем цветочки и подарим ему красивые слова. Какой наш цветок вырос? (Ответы: красивый, цветущий, удивительный.)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Еще над ними летают пчелки, бабочки. Ловить бабочек можно?

Дети. Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.

Ведущий. Бабочки не просто украшают наши луга и поля, но и приносят пользу: как пауки, ткут тончайшие нити – из них потом получают натуральный шелк.

Лесовичок: Значит, нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых. Молодцы.

Ведущий. Ну а теперь идем дальше.

Видовая точка «Хвойные и лиственные деревья».

Лесовичок: Здесь растут разнообразные виды деревьев. Какие виды вы знаете? (хвойные, лиственные, кустарники)


На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны. (береза)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осень в сад пришла,
Красный факел зажгла.(рябина)

С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.(липа)

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)

 

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все ещё - у этих
Листья тихо шелестят. (осина)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.(ива)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нём! (дуб)

Что за время! Есть ли лучше! -
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым.(черемуха)


Видовая точка «Огород».

Ведущий: Идем Лесовичок дальше.

Лесовичок: А сейчас я вам покажу огород. Как вы думаете, что растетет на грядках? А что ребята нужно сделать, что выросли овощи? Для чего нужны овощи? Какие блюда вы знаете из ……

Игра: «Угадай на вкус?» (с закрытыми глазами угадывают овощи на вкус)


Видовая точка «Лекарственные травы»

Ведущий: А вот здесь еще растут лекарственные растения.

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку?

Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди замечали, что больные животные уходят,

чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали.

Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник

растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками,

густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с

соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник,

вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей,

он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется

зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника,

очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа,

чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива.

Но почему же всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеют особые волоски.

Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая

жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты

разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь.

А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях

этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.

                        Есть много трав полезных,

                        На земле страны родной,

                        Могут справиться с болезнью

                        Ромашка, мята, крапива

            Подорожник, ландыш, зверобой.

Видовая точка «Муравейник».

Лесовичок: Молодцы. Посмотрите, что же здесь за дом. (муравейник)   

Ведущий. Кто в нем живет? (Муравьи.) А вы знали раньше, что медведи любят муравьев? Медведи запускают в муравейники свой длинный язык и ждут, когда муравьи облепят его, а потом проглатывают их всех разом. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. «Население» одного муравейника такое же, как население небольшого городка. У каждого свои обязанности: одни выводят потомство, другие - рабочие муравьи кормят это потомство, третьи - муравьи-солдаты защищают владения и границы своего муравейника. Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?

Дети. Муравьи питаются мелкими насекомыми (которые приносят вред человеку)- За одно лето они истребляют их множество.

Ведущий. А еще муравьи выделяют кислоту, которой лечатся животные, птицы и человек. Некоторые птицы прилетают к муравейнику специально для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазав перья муравьиной кислотой. Представьте себе: если разрушить муравейник, то целый город этих насекомых останется без жилья. Представьте, что мы с вами окажемся на улице и у нас не будет дома. Это хорошо или плохо?

 - Можно обежать  муравьев? Правильно нельзя, они живые им будет больно. Они приносят много пользы.

Лесовичок: Молодцы, много вы всего знаете. А сейчас идем дальше.

Ведущий: А сейчас мы пришли с вами на видовую точку «Метеостанция» (сделана руками детей, родителей и воспитателей).

Лесовичок: С помощью этих приборов я определяю какая будет погода, сколько выпало осадков, куда дует ветер.

Ведущий:  А сейчас мы пришли на видовую точку «Природа и художник».

Видовая точка «Сухой ручей»

Ведущий. Куда же ты нас привел, Лесовичок.(полянка с мостиком, сужим ручьем и пнями.)

Лесовичок: Проходите, через мостик и окажетесь на волшебной полянке.

Лесовичок. Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень).  

Лесовичок. Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

Лесовичок.  с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Всех желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Обитатели сада не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню.

Игра: «Лесная фигура замри»

Ведущий: А теперь пора дальше идти.

Лесовичок. Здесь у нас еще один огород. А что на этом огороде растет?

А еще здесь растут злаки. Как вы думаете, для чего люди садят злаки? Что из них делают?

Ведущий: Ачто же это такое красивое.

Видова точка «Альпийская горка»

Видовая точка «Лебеди»

Лесовичок: Ну вот, наша с вами встреча подошла к концу. Напоследок мне бы хотелось спросить, а какие правила поведения в природе нужно знать?

·         Не рвать цветы.

·         Не ломать ветки деревьев.

·         Не топтать клумбы.

·         Не загрязнять воду в бассейне.

·         Не мусорить на участке.

·         Не убивать насекомых и птиц.

Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Лесовичок: Иногда в лес приходят такие ребятишки, которые ломают деревья, разоряют муравейники. Можно ко мне на тропинку их отправить, чтобы выучили правила поведения в природе. Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня важные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.