Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме: «Cнегурушка и лиса»
 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме:

«Cнегурушка и лиса»

для второй младшей группы.

 

    Программное содержание:

    1. Формирование у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умения проводить инсценировку знакомой сказки.

    2. Учить правильно, выполнять игровые задания, совершенствовать общую и мелкую моторику, активизировать словарный запас. Учить употреблять предлоги ( на, около, за, с, между).  

    3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение рассказать о герое  сказки с опорой на мнемотаблицу, узнавать изображения и силуэты

    Интеграция образовательных областей:

    Коммуникация

    Чтение художественной литературы

    Социализация

    Здоровье

    Художественное творчество (аппликация) Коллективная работа

     «Корзина с яйцами»

    Предварительная работа:

    Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

     

    Материалы и оборудование:

             Куклы театра бибабо дед, бабка, Снегурушка,                        

                       шапочки волка, лисы, медведя, атрибуты для Снегурушки,                                

                       лесные звери: волк ёжик, лиса, белка, медведь, заяц, таблица по

                       мнемотехнике «Медведь», пенёчки и два дерева,                       

                       иллюстрация « Найди Снегурушку», дидактическая игра

                       «Узнай   по контуру», магнитофон и аудиозапись  р.н. песни

                      « Ой, вставала я ранёшенько».

                                                        

        ХОД ЗАНЯТИЯ:  

    1. Организационная часть. Приветствие  

         2 Основная часть.  

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я вам предлагаю отправиться на лесную полянку, Пойдёмте за мной. (дети идут за воспитателем вокруг полянки и подходят к театральной ширме).  

     По полянке мы идём,

     По лесочку мы идём,

     А к избушке подойдём.

     Слушать сказку мы начнём.

     

    (Воспитатель предлагает присесть возле избушки. Дети усаживаются у театральной ширмы  на стульчики)

     

    Любите, ребятки, сказки?

    Вижу, заблестели глазки!

    Сядьте тихо, посидите,

    Мою сказку не спугните.

     

    А сказка наша называется «Снегурушка и лиса».  Мы с вами эту сказку уже читали. Я вам ещё раз расскажу, а вы мне будете помогать.

     

    Демонстрация фрагмента сказки с использованием настольного театра и кукол би-ба-бо.

     

    ( Воспитатель показывает  куклы  деда и бабку и рассказывает)

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: В одной деревне жили старик со старухой. Своих детей у них не было. Вот как-то зимой решили слепить себе внучку- помощницу из снега.  Ребятки, давайте тоже поможем бабушке и дедушке слепить внучку, приготовьте свои ручки и повторяйте за мной движения.

     

    (Включается русская народная музыка и воспитатель поёт и  показывает детям движения, а дети за воспитателем повторяют.)

     

    Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,

    Стали снежную красавицу лепить.      (показывает, как лепит комочек)

    Наводили брови чёрным угольком,     (проводит пальчиками по бровям)

    Натирали щёчки до красна снежком,  (ладошками вращательные движения

                                                                     возле щёк)

    Вили косы из снежинок из седых,        (имитация плетения косы)

    А глаза из тонких льдинок голубых.    (показать пальчиками на глаза.)

     

    (Воспитатель показывает куклу.)

     

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая красивая внучка получилась! И назвали дед и баба девочку Снегурушка. А кто мне подскажет, почему свою внучку бабушка и дедушка назвали именно так - Снегурушка?

     ДЕТИ: Потому что вылепили из снега.

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Затем дедушка и бабушка стали учить внучку.

    И мы с вами давайте тоже покажем Снегурушке движения, чтобы она их хорошо запомнила и быстро научилась двигаться и говорить. Смотри, Снегурушка, ребятки помогут всему научиться:

                        

                                     Артикуляционная гимнастика

     

       Глазки открывать и закрывать,     (выполняются движения по тексту)

       Поворачивать головой, кивать.

       Улыбаться, чмокать губками,

       Надувать и  втягивать щёчки.

       Губы просыпайтесь, ротик открывайся,

       Язычок покажись и зубов не страшись.

       Зубки, зубки  успокойтесь,

       Не сердитесь, не кусайтесь

       А вместе с нами улыбайтесь.

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Воспитатель хвалит детей, помогли деду с бабкой всему научить внучку, вот она хорошей помощницей стала.

     

      Собрались однажды подруженьки в лес  идти за ягодами и  Снегурушку  позвали с собой.

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ:  Дедушка и бабушка отпустили Снегурушку, но велели от подружек не отставать. Пошла Снегурушка в лес. Ребятки помогите мне сказку дальше рассказать. Покажите, как Снегурушка, ягоды в лесу собирала. Кто хочет из девочек быть Снегурушкой?  Настя покажешь?

     

    (На голову девочке повязывается  платок, она берёт корзинку и собирает ягоды в лесу, а потом, собрав корзинку, возвращается на стульчик).

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодец! У тебя хорошо получилось изобразить Снегурушку.

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Лес, в который пошла Снегурушка с подружками был дремучим (густой и темный). Вот  девочка кустик за кустик, деревце за деревце и ушла далеко от подружек да заблудилась.

     Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину по сказке и просит найти на ней Снегурушку.

    Воспитатель: Где  же Снегурушка? (За деревом) Почему вы так думаете? (Потому что ножки видны за елкой). А ты Дима нашёл Снегурушку? Давай вместе с тобой покажем ребяткам, где же Снегурушка на картинке.

     

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Снегурушка шла по лесу и  на полянке увидела

     маленьких, лесных зверей.

    Мальчики и девочки подскажите Снегурушке, как правильно называют детёнышей лесных зверей? Слушайте внимательно, думайте старательно. Я буду называть маму, а вы постарайтесь назвать её малыша. (Воспитатель   по  очереди задаёт детям вопросы, а они отвечают.)

     

     

                                   ИГРА        «Чей Малыш?»

     

        У  мамы - лисицы маленький детёныш называется?  - лисёнок.

        У  мамы - волчицы – малыш называется?                    - волчонок.

        У  мамы  - белки?                                                            - бельчонок.

        У мамы – ёжихи?                                                             - ежонок.

        У медведицы?                                                                  - медвежонок

        У зайчихи?                                                                       - зайчонок.

     

        ВОСПИТАТЕЛЬ: Так кого же встретила на полянке Снегурушка?

        ДЕТИ: Лисёнка, зайчонка, волчонка, медвежонка, ежонка, бельчонка.

        ВОСПИТАТЕЛЬ: Данилка, я тебе предлагаю быть лисёнком? Дима, давай          

        ты будешь волчонком. Идите на лесную полянку, и жди других зверей.

         Кто хочет быть зайчонком? Ежонком? Бельчонком? Мы отправимся

         с вами на лесную полянку.

     

     ( воспитатель раздаёт игрушки - прыгунки, отгаданных животных, и просит их пройти на полянку  и поиграть.  Выходят на полянку шесть детей и держат зверей за резинку и показывают навыки кукловождения).

                                                                                         

          Игра на развитие грамматики «Выполни правильно команду»

     

      ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам буду давать команду, а вы постарайтесь её выполнить. Зверята, прыгните вверх  на пенёк,  спрыгните вниз с пенька, спрячьтесь за пеньком, сядьте возле  пенька,   расположитесь между ёлочкой и дубочком,  погуляйте вокруг пенька.  А как увидели,  Снегурушку разбежались лесные малыши по норкам, берлогам.

           (Дети возвращаются на стульчики и отдают игрушки воспитателю).

     

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, лисёнок, как хорошо ты выполнял команды.

    А теперь пойдёмте все на полянку. Представим, что мы, маленькие зверюшки, и поиграем. Давайте встанем в круг.

     

                                       Подвижная игра

     На полянке возле елки, серые гуляли волки          ( идут по кругу большими

     Вы не бойтесь, зайки, нас,                                          шагами)

     Лучше  вы пуститесь в пляс.

     На лесную полянку, зайки прискакали,                 (прыгают, как зайчики)

     Высоко-высоко зайки прыгать стали.

     На полянку подошла лисичка,                                ( идут, как лисичка)

     Покружилась на носочках рыжая сестричка.        (кружатся)

     На лесную полянку вышел бурый мишка,            (идут вразвалочку)

     Стал ногами топать - мишка шалунишка.              (топают ножками)

     А на еловой  ветке  белки заскакали,                      (прыжки с продвижением

     Белочки – резвушки кисточки на ушках.                вперёд)

     На полянку, на полянку детки прибежали,           ( встают друг к другу лицом

     Детки прибежали, громко хлопать стали.             (хлопают в ладоши.)

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ:  Молодцы, садитесь.  Чтоже было в сказке дальше? Загоревала Снегурушка, потерялась она в лесу, стала она аукаться, звать подружек: «Ау- ау – подруженьки!» (Девочка Снегурушка выходит на полянку и аукает). Дети, Давайте мы с вами поможем Снегурушке подружек позвать. Дети начинают аукаться.

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Звала- звала, не дозвалась. Плачет, Снегурушка.

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Тут её услышал один лесной житель, а кто же это был?

     Давайте попробуем догадаться и узнать из схемы.

     

      (Воспитатель показывает таблицу по мнемотехнике «Медведь» и беседует с                                                  

      детьми по таблице)

         Это домашнее животное или дикое?

         Где живёт?

         Как выглядит животное?

         Что ест?

         Догадались кто это?

    ДЕТИ: Медведь

     

     (открывает последнюю ячейку и там – действительно изображён медведь).

     

    Воспитатель предлагает одному из детей быть медведем, показать какой он был большой, неуклюжий, его походку, как рычит, надевает шапочку медведя (ребенок показывает походку медведя) и подходит к дереву.

     

      ВОСПИТАТЕЛЬ: Спроси, о чём Снегурушка плачет? Что случилось?

      МЕДВЕДЬ: Кто тут? О чём девочка плачешь?

      СНЕГУРУШКА: Я заблудилась.

      МЕДВЕДЬ: Давай, я тебя домой провожу.

      СНЕГУРУШКА: Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь.

    (ребёнок, изображающий медведя, садится на стульчик)

     

     ВОСПИТАТЕЛЬ: Медведь убежал, а Снегурушка опять плачет. Кажется,   ещё какой-то  зверь спешит на лесную полянку.  Кто же это?

     

                              Игра «Угадай героя сказки по контуру»

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ:  Показывает контур животного и просит узнать у детей

     Кто это?

    ДЕТИ: Отгадывают – волк.

     

     

      Воспитатель предлагает одному из детей быть волком и показать

     какой волк. (ребенок надевает шапочку волка и  показывает походку волка хмурит брови. Волк выходит на полянку, подходит к дереву.

     

    ВОЛК: О чём ты девочка плачешь?

    СНЕГУРУШКА: Я  с подружками в лес пошла и заблудилась.   

     

    ВОЛК: Хочешь, я тебя домой отведу.

    СНЕГУРУШКА: Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь.

    (ребёнок, изображающий волка, садится на стульчик)

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Волк убежал, а Снегурушка опять плачет. На полянку пришла лесная жительница. Кто она такая, отгадайте! (загадывается загадка) Мальчики и девочки отгадайте загадку:

     

                         Хитрая плутовка,

                         Рыжая головка,

                         Хвост пушистый - краса

                         А зовут её… (лиса).

     

     Воспитатель одевает ребёнку шапочку лисы, и она подходит к дереву.

    (ребёнок, имитирует походку лисы)

     

    ЛИСА: О чём ты девочка плачешь?

    СНЕГУРУШКА: Я  с подружками в лес пошла и заблудилась.   

    ЛИСА: Пойдём, я тебя домой провожу.

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Девочка согласилась, и лиса проводила Снегурушку домой.

     (Девочки садятся на стульчики. На ширме деде бабка и лиса и внучка)

     

    Дед с бабкой благодарят лисичку,  угощают молоком, творогом. Ребята, давайте приготовим с вами целую корзину яиц для лисички. Поможем

    деду с бабкой набрать в корзину яиц.

       

             Продуктивная деятельность    Коллективная аппликация

                                      «Корзина с яйцами»

           

     Дети приклеивают яйца белые и коричневые на корзинку

    ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотри лисичка, что у нас с ребятами получилось. Вот какие гостинцы мы для тебя приготовили.

     

                                        Подведение итогов.

     

    Девочки и мальчики, какую сказку мы с вами показывали?

    Кто у нас изображал Снегурушку?

    А что надо кричать, когда заблудишься?

    Почему не пошла девочка с медведем и волком?

    А почему лисы не побоялась?

     

    3.Заключение

     

    ВОСПИТАТЕЛЬ: благодарит всех детей и прощается с  гостями.

     

                                    Прощаться не очень интересно,

                                    Но мы кивнём головкой,

                                    Помашем на прощание

                                    Дружно всем вам скажем

                                    Спасибо. До свидания.

     

 

Слободчикова Елена Александровна  

 

воспитатель  , первой квалификационная категории

 МДОУ  детский сад № 12  г. Электросталь Московской области