СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
 

 

Конспект занятия

по социально-личностному развитию

в подготовительной группе

 

 Вид занятия: социально-личностное.                             

Тип занятия: ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное.

Тема занятия: Волшебная страна эмоций.

Возраст детей: 6-7 лет.

Способ организации: с подгруппой детей.

Предварительная работа с детьми:

а) дидактические игры: приветствие, показ слайдов и картинок, «Угадай эмоцию».

б) индивидуальная работа: беседа по картинкам и слайдам ; беседа по эмоциям  в дневнике «печальный», «добрый-спокойный», «сердитый», «удивленный», с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

Наглядный дидактический материал, который обеспечивает формирование чувственного опыта у дошкольников:

Демонстрационный: свеча в подсвечнике, музыка, набор фото-эмоций людей и животных, компьютер, магнитная доска.

Раздаточный: дневник наблюдений для каждого участника, цветные карандаши, набор пиктограмм эмоций,  звездочки - эмоции, ножницы, заготовки эмоций.

Цели:

 Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через игру.

Задачи:

•Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.

•Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.

•Развивать: мышечный аппарат экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений; память, внимание, мышление  и воображение.

•Закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме (грустный, сердитый,  спокойный, удивленный, радостный)

 

Ход занятия:

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.     Вводная часть.

Ритуал приветствия

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит совершить путешествие по Волшебной стране эмоций. В ней живут разные жители – эмоции. Сегодня к нам из этой страны пришли гости. У всех у них разное настроение.

-Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечу.

 

Свеча в подсвечнике, безопасная.

 

-Сначала давайте посмотрим на нее.             -Видите, как колышется пламя, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечу друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит.

-Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите:  "Миша, я рад тебя видеть!".

 

-Сейчас я каждому раздам  его  «дневничок эмоций»

 

У каждого ребенка заведен «дневничок эмоций», в котором мы уже прошли разделы «это я», «печальный», «добрый-спокойный», «сердитый», «удивленный».

 

-Начнем наше занятие с определения нашего настроения.

-Подойдите к стенду и выберите ту карточку  эмоцию, которая у вас сейчас.

 

-Молодцы.

 

Сюрпризный момент.

-Ребята, сегодня к нам  пришли эмоции с которыми мы знакомились на предыдущих занятиях.

 

На доске висят обратной стороной к нам  пиктограммы, обозначающие разные эмоции, а дети должны вспомнить, что за эмоции перед ними. Переворачиваем их «лицом» к детям.

 

-Узнаете вы их? 

-Давайте посмотрим на картинки и попробуем определить настроение и эмоцию.

 

- Я покажу вам слайды на компьютере, а вы мне скажите, какие эмоции изображены у людей, животных.

 

Демонстрация слайдов взрослых, детей, животных (кошек).

 

-Молодцы.

 

2.     Основная часть.

Разминка.

-Сейчас я вас познакомлю с одной эмоцией, которая пришла к нам в гости.

-Вы хотите с ней познакомиться?

-Ребята, посмотрите  и скажите, что это за эмоция пришла к нам в гости?

-Как вы догадались?

-А вы умеете улыбаться?

-Молодцы. Хорошо изобразили радость.

-В жизни можно обойтись без улыбки?

-Почему?

-В каком настроении живет улыбка?

-Правильно, улыбка живет в настроении радости.

-Эмоция пришла к нам в гости не с пустыми руками, она принесла для нас свои игры и задания.

 

-Я думаю, что нам не помешает перед знакомством с новой эмоцией выполнить очень полезное упражнение, которое поможет в «Волшебной стране чувств» лучше все услышать, рассмотреть и прочувствовать.

 

Заряд бодрости.

-Сядьте все удобно и вытяните вперед два пальчика: большой и указательный.

-Возьмитесь пальцами правой руки и левой руки до мочки ушей. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!», в одну и в другую сторону.

от 8 до 10 раз

-А теперь опустите руки и встряхните ладошки.

-Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровями над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!»

от 8 до 10 раз

-Встряхните ладошки.

-Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда кулачок и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»- помассируйте ямку в одну и в другую сторону.

-Сильно не давите, аккуратненько.

от 8 до 10 раз

-Теперь скажите: «Я все слышу! Я все вижу! Я все чувствую!»

 

Исследовательская игра «Радость»

-А теперь закройте глазки и представьте себе, что мы попали  на остров, где есть большой и красивый замок. В замке есть сцена, актеры и зрители.

-Представили?

-Открывайте глазки.

-Всё, что в середине нашего круга – это сцена. У меня в руках колпачки, платочки, ремни, шарфики. Когда я вам надену их, вы станете клоунами и попробуете с помощью движений и выражения лица изобразить под музыку веселых клоунов.

-Кто хочет попробовать себя в роли клоуна?

 

Выбираются  два клоуна.

А все остальные – зрители.

 

-Я включаю  музыку, и  наше представление начинается!

 

В роли клоунов участвуют все дети по очереди.

 

-Ребята, у всех получилось  быть клоуном?

-Понравилось вам быть клоуном?

-А зрителем?

-А кем вам больше понравилось быть клоуном или зрителем?

 

Рефлексия в рисунке.

-Ребята, давайте пройдем с вами за столы.

-Перед вами  лист «радость».

-Давайте соберем фото-робот эмоции «радость».

 

Раздаю  каждому  ребенку  3 разрезных картинки с различными эмоциями.

 

-Из  этих фрагментов нам надо  собрать картинку с изображением эмоции «радость».

 

После чего с детьми снова анализируется собранная эмоция.

 

-Какое лицо у вас получилось?

-Почему это радостное лицо?

-Молодцы.

 

После того как дети вспомнили проявление эмоции радости, переходим к следующему заданию.

 

Обращаем внимание детей на сюжетную картинку, в которой у героев радостные лица, обсуждаем.

 

-Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, что изображено на ней?

-А какое наше солнышко?

-А как вы догадались, что у солнышка радостное «лицо»?

-А что оно делает?

-Ребята, а сейчас мы раскрасим эту картинку.

-Какими цветами мы будем раскрашивать радость?

 

Следующим этапом занятия является соотнесение эмоциональных состояний с жизненными ситуациями.

 

«Закончи предложение»

-А сейчас я буду говорить начало предложения, а вы его будете заканчивать.

-Я радуюсь, когда….

 

Опрос  всех детей.

 

-Сейчас мы с вами нарисуем радость.

-Каждый нарисует свою радость так, как он ее себе представляет.

 

3.Заключительная часть.

Ритуал прощания. «Дружба начинается с улыбки»

-Я вас приглашаю всех встать в кружок.

-Давайте  возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом.

-Все получили улыбку и хорошее настроение?

-Мне очень хочется  узнать ваши эмоции сейчас, изменились ли они?

-Выберите звездочку, которая показывает вашу эмоцию  и приклейте ее в «дневничок эмоции».

 

-А сейчас на счет 1-2-3 задуем нашу свечку все вместе.

-Один, два, три.

-Пусть этот день будет наполнен только положительными эмоциями.

 

-Занятие закончено. До свидания.

 

Дети сидят в кругу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саша, я рада тебя видеть! и т.д.

 

 

 

Каждому ребенку выдается «дневничок эмоций», в котором 6 разделов («это я», «радость», «печаль»,  «удивление», «спокойствие», «сердитый»)

 

 

 Дети выбирают со стенда ту карточку эмоцию, которую они чувствуют в данный момент и крепят ее на доске эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Да.

Ответы детей (удивленный, сердитый, спокойный, грустный)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

Да.

 

Радость

По улыбке.

Да. Дети изображают радость.

 

Нет

Ответы детей

В радости.

 

 

 

 

 

 

   

 

    Ребята сидят удобно на диване,

выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 Все ребята закрывают глазки.

 

 

  Да.

Все ребята открыли глазки.

 

 

 

   

 Ответы детей.

 

 

   

 Дети под веселую музыку улыбаются и изображают радостных клоунов.

  

 Ответы детей.

Да.

Да.

 

Ответы детей.

 

 

Дети садятся за столы.

 

Давайте.

 

 

   

Ребята  подбирают и приклеивают  в пустой овал лицо радости.

 

 

 

 

Веселое, радостное

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

   

  

Солнышко.

Веселое, радостное.

 

Ответы детей.

Солнышко ярко светит

 

 

Яркие, светлые, нежные цвета.

 

     

  

  

Хожу в цирк,  танцую и т.д.

 

 

 

 

Ребенок использует собственную фантазию.

 

 

  Дети становится в кружок.

 

Дети передают свою улыбку по кругу.

Да

 

 

 

Дети выбирают звездочку и приклеивают ее в «дневничок эмоции».

 

 

Ребята задувают свечу.

 

 

Список методической литературы:

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.1996

Чистякова М.И. Психогимнастика, 2-е изд.-М.1995

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-Ярославль.1996

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст.- М.2007

 

Зубкова Марина Владимировна

педагог-психолог

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №2

Советского района Волгограда