Комплексное занятие по познавательному развитию и аппликации в старшей группе
 

 


МАДОУ - «Детский сад № 23 «Светлячок»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   НЕСТАНДАРТНОГО   ОБОРУДОВАНИЯ   В ДЕТСКОМ САДУ

 

Подготовила: Инструкторпофизкультуре Опружак Н.В.

 

г. Наб. Челны, 2010 г.

 

 

 

 

 

  Думаю,что многие педагоги поймут меня. Листая журналы «Дошкольное воспитание» и внимательно рассматривая публикуемые на его страницах рекламные проспекты игрового материала и физкультурного оборудования для дошкольных учреждений, я радуюсь и огорчаюсь одновременно. Радуюсь тому, что многие фирмы проявляют неподдельный интерес к нашим проблемам и выпускают необходимые для создания развивающей среды товары. Огорчаюсь потому, что нашим детским садам все эти «чудеса» не всегда доступны: нет денег. Что делать ? Ждать у моря погоды? Нет, конечно, наши педагоги сами создают условия.

   Детский сам - особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать теплым и уютным, непохожим на другие.

   Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы - в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается обратный процесс: сотрудники несут вещи из дома в детский сад, да ещё привлекают к этому родных и близких. Как часто можно услышать от педагогов: «Это сделала я сама, это - мой муж, а вот работа родителей детского сада».

   Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Пародоксально, но факт - нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования и игрового материала способствует развитию творчества. В ход идет и все то, что зачастую выбрасывается: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и крышки, футляры от косметики и киндеров: «голь на выдумки хитра»

   И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но ... не стали бы они тогда более похожими друг на друга.

   Я инструктор по физической культуре детского сада № 23. Мой педагогический стаж 28 лет, из них 17 лет в спортивном зале. Мне доверено  самое ценное - дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и все вместе.

   Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физической культуре. Огромное значение имеет организация условий, пространства физкультурного зала. Визуальные Характеристики, т.е. то, что ребенок видит вокруг себя - важное условие эмоционального воспитания.

   Все то, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

   Создавая «среду развития» для своих воспитанников я становилась на время портным, художником, дизайнером.

   Так что же такое дизайн? В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование. Известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые бы раскрывали истинный характер нашей цивилизации.

   Всякий предмет в отличие от произведения искусства имеет какое - либо жизненно важное предназначение, другими словами функцию. Ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. Я постаралась в своей работе по созданию предметной среды придерживаться этих двух принципов: функциональности и красоты. Во многом интуитивно, так как мне подсказывали мое чутье, опыт и знание. Уже позже я обратилась к книгам и журналам в поисках информации о цвете, дизайне.

   А как мне удалось, судить моим воспитанникам. Честное слово, я старалась.

   Разнообразное и яркое нестандартное оборудование дает максимальные условия для развития двигательной активности детей.

   Я постаралась вызвать у них интерес к занятиям с помощью цветных лесенок, змеек, ярких массажеров, стационарных и движущихся мишеней. Это оборудование помогает быстро и качественно формировать умения и навыки, способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки, предупреждает развитие плоскостопия, вызывает исключительно высокий эмоциональный интерес у детей к упражнениям.

   В самом начале я подготовила рисунки - эскизы нестандартного оборудования, которое позволяет решать самые разнообразные задачи, так как некоторые из них легко трансформируется при минимальной затрате времени.

   Например: вертикальные ленты можно использовать, меняя расстояние между ними, для ползания, ходьбы и бега змейкой, ориентирования, для построений в круги, шеренги, колонны.

   Или «Цветная лесенка» - в горизонтальном положении используется для ползания под ней по-пластунски, перешагивания, перепрыгивания, в высоком вертикальном положении - для метания в цель, в вертикальном низком положении, если снять нижнюю линию лесенки - для ходьбы ползания змейкой, пролезания.

   Зная, что положительных результатов можно добиться лишь, сделав своими союзниками родителей, мы с воспитателями постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению своих детей, доказать насколько у детей повышается интерес к занятиям при использовании нестандартного оборудования:

   Родители помогли собрать бросовый материал: крышки, пластиковые и металлические, футляры от киндеров и чупа-чупсов, пластиковые бутылки из-под кетчупов.

   Я, понимая как важно обеспечить детям «зону ближайшего развития», на начальном этапе привлекла их к изготовлению нестандартного оборудования. Дети разбирали крышки по цветам, сами придумывали игры и игровые упражнения с ними. Вы бы видели глаза детей, восторг создателя, изобретателя, когда мы собирали поэтапно, как на игрушечной фабрике, на конвейере, массажеры для тела.

   Изготовление атрибутов требовали от детей проявления терпения, старательности, проявления интеллектуальных умений и навыков, они расширяли свой активный и пассивный словарь (массаж, коррекция, оздоравливание, дизайн, конвейер). Усваивали знания об оздоравливании, приобретали новые впечатления, развивали наблюдательность и любознательность. Об этом свидетельствовали их вопросы: « Для чего это нужно? Что будем делать дальше? А если сделать по-другому?»

   Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, не-замкнутой системы, способной к изменению , корректировке, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в физкультурном зале сложно. Но я все-таки стараюсь обновлять и создавать новое нестандартное оборудование, т.к. считаю, что только тогда среда будет способна формированию двигательной и познавательной активности.

   Моим воспитанникам уже полюбились движущиеся мишени и кегельбаны, станок для пресса, стена силачей...

   Как я придумываю оборудование? Во - первых, начну с того, что мне это интересно.

   Возьмем обычный спортзал. Для обучения метанию в зале необходимо иметь ( по Типовой программе) - навесные и напольные мишени с точкой для прицеливания, навесные баскетбольные щиты, волейбольная сетка. Я подумала, а что если я добавлю ко всему этому цветные магнитные доски с дротиками. Сделала на разной высоте 5 цветных досок, что позволило каждому ребенку тренироваться в метании большее количество раз.

   Однажды, метая с детьми в навесные мишени, нацеливала их попасть в яблочко. Вот с этого «яблочка» созрела идея создания подвижной вертикальной мишени из обручей и «яблочка» (красного мячика) по середине.

   А кегельбан «родился» после посещения Луна-парка. Там есть игра «кегельбан» - это такая горизонтальная площадка с круглыми окошками, куда из тарелочки высыпаются  шары. Цель игры - заработать большее количество очков, попав шарами в определенные лузы. Самое интересное, что результат больше зависит от удачи, случайности, чем от умения опрокидывать тарелочку. Почему же не сделать такой же кегельбан, но вертикальный, где результат будет зависеть от силы и техники броска, а не от удачи. Высота кегельбана выбрана тоже не случайно.

   Самая большая высота мишени - по типовой программе 2 метра. Высота кегельбана тоже 2 метра. Высота, на которой вырезаны окошки, тоже имеет смысл. Они предназначены для метания в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя).

   Цвет окошек я тоже выбрала не случайно. Мы все знаем, что цвет играет огромную роль в жизни человека и что это - целая наука. Из книги Г.Фрилина из таблицы цветовой гаммы я выбрала наиболее подходящие цвета. Так вот, оранжевый - придает теплоту, усиливает радостную ситуацию. И, что самое главное, приближает обьект, поэтому этот цвет зрительно уменьшает высоту кегельбана. Голубой и зеленый в паре усиливают надежность крепления кегельбана, т.е. у детей нет страха в работе с этим нестандартным оборудованием.

   Когда предложила готовый кегельбан детям,  кто-то из них сказал: « Оранжевое - это похоже на солнышко!», другие: « Синее - это небо, зеленое - это трава». Так, с детьми мы определились со зрительными ориентирами.

   Или, к примеру «движущиеся мишени». Применяя противоположность цвета, я особо выделила мишени. Красные линии на зеленом фоне как бы подчеркивают приглашение попасть в цель.

   Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась программных требований к физкультурному оборудованию.

   1.Первое и необходимое требование - потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.

          2.Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены, стационарные мишени для метания закреплены очень надежно, что подтверждается 2 раза в год актом осмотра физкультурного зала.

            3. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, стало предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании,равновесии

  4. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус. Чтобы детям не было тоскливо и скучно, я постаралась сделать оборудование ярким, красочным, привлекательным, используя яркие и стойкие эмали,самоклейку.

          Я считаю, что в созданной мной предметной среде детям комфортно и уютно. Хочется отметить положительные результаты : возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности,значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Все это лишь начало большой и серьезной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов, разработки конспектов физкультурных занятий и игр.

     Создание нестандартного оборудования - это всегда творчество, изобретение нового, по дизайну, по способу действий - событие довольно редкое. Оригинальность оборудования, уникальность, неповторимость - это несомненное достоинство, отличающее от типовых, массовых образцов.

Дерзайте, экспериментируйте и результат, хороший результат, не заставит ждать!!!

Кегельбан

Мягкая стена

 

Тренажер "Стена ромбов"

Станок для пресса

Тренажер "Подвижная мишень"