Консультация для воспитателей. Тема: «Как подготовить и провести родительское собрание»
 

 

Консультация для воспитателей  

Тема: «Как подготовить и провести родительское собрание»

Работа  с родителями всегда считалось одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.

          Большинство классиков педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кратчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей.

             В соответствии характером с влияния родителей на процесс развития детей можно встретить следующие типы семей:

            а) семьи с благоприятной духовно-нравственной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей;

           б) семьи с ярко выраженной опекой детей;

           в) благоприятно-неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания;

           г) неблагоприятные для формирования личности ребенка семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми;

           д) нейтральный тип семьи, в которой дети представлены сами себе;

           е) криминальный тип семьи..

       Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.  

Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Но сегодня детские дошколь­ные учреждения пересматривают формы и содержание родитель­ских собраний.

        К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей просто пассивна, и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо выразительную роль на родительских собраниях. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными ДОУ? Как вывести родителей из пассивной позиции?  

       В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.

       Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор.

       Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.

Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как  мы встречали весну», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, которые соответствуют теме мероприятия. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.

1. Родительское собрание должно быть основательно подготов­лено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, под­готовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Серьезно продумать все организационные моменты: от расстанов­ки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администра­цию — на обычные. Общение должно проходить на одном уровне

 Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы при­дать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

2.  Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании — активные участники и партне­ры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

3.  Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспи­тания.

4.  Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов соб­рания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка.

В ходе собрания обсуждаются интересные темы, предлагаются не­стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, му­зыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают ро­дителям откровенно говорить о проблемах.

Вручение дипломов, медалей, памятных лент «Самой дружной семье», благодарственные письма на предприятия и другие методы поощрения родителей - мощный стимул активизации родителей.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

 

        Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки:

1)    выбор темы;

2)    определение его целей и задач;

3)    изучение научно-методической литературы;

4)    проведения диагностического микроисследования;

5)    определения вида, формы и этапов родительского собрания;

6)    приглашения родителей и других его участников;

7)    составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;

8)    оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

 

1. Анкетирование родителей по теме собрания.  

Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.                                                

2. В подготовке собрания дети - главные участники. Они изготавли­вают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с ис­пользованием бросового и природного материалов и вручают их ро­дителям.

Изготовление:                                  

• приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родите­лей принимали участие дети.                                          

Приглашения раздаются за неделю до собрания.     

Как изготовить приглашения? 

Из картона вырезать по шаблону березовый листок, цветок,
клубнику, яблоко и т.д., придать желаемый цвет и фактуру,
дополнить украшением. Это могут быть:           

-    божья   коровка   (половинка   скорлупы   грецкого   ореха, раскрашенная гуашью под божью коровку);                     

-    бабочка, изготовленная из цветной бумаги в технике оригами;

-    грибок, сделанный из пластика (пробки, контейнер от киндер-сюрприза).

Для родителей детей младшей группы приглашения изготавли­вают дети старших групп, но малыши тоже принимают участие: готовят отдельные детали, дорисовывают.

памяток с советами.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

плакатов.

3.      Подготовка конкурсов по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

4.      Подготовка выставок по теме собрания.

Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.        

5. Запись на магнитофон ответов детей.

6. Приглашение сказочного героя.

 

7. Проведение заседания родительского комитета (за месяц до со­брания), на которое вынести следующие вопросы:

а) распределение обязанностей по подготовке собрания.  
Назначаются ответственные за: 

-    музыкальное оформление;

-    организацию конкурсов;       

-    проведение рейдов проверки;

-    оформление группы и столов. 

На столах для родителей, расставленных по кругу: карточки с име­нами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, записные книжки, а также карандаши, детские ра­боты.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвеч­ник со свечами, материалы для проведения собрания.           

б)      подбор оборудования и материалов для собрания.

Продолжительность собрания - 1 час

(40 минут - с родителями и 20 минут — с участием детей).

 

 

 

Памятка поведения педагога ДОУ

на родительском собрании

 

1.     Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2.     Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3.     убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.     Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

5.     Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

6.     Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

7.     Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

 

П а м я т к а

Десять секретов успешного проведения

родительского собрания

1.     Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других  важных дел, интересных телепередач и т.п.

2.     Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.

3.     Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4.     Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5.     Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.

6.     Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

7.     Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.

8.     Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.

9.     Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

10.                       Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).

 

 

Литература

1.  Л.Н.  Киш, С.В. Греку  «Родительские собрания» Волгоград, Учитель   2010  г.

2. О.В. Матросова «Современные проблемы детского сада и семьи»,  Волгоград, Учитель 2010  г.

3. Л.Е. Осипова  «Работа детского сада с семьей» г. Великие Луки, Издательство Скрипторий, 2008 г.

 

Марасанова Валентина Викторовна

заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №184 г. Владивостока»