В помощь педагогу – «Развиваемся и учимся счету – палочки Х. Кюизенера»
 

 

 

В помощь педагогу – «Развиваемся и учимся счету – палочки Х. Кюизенера»

 

Что такое «палочки Х. Кюизенера» и для чего они нужны?

 

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами.

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мыщлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на ...", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной "цветной алгеброй". Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа.
         С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). (1)

Также в работе с детьми 4-5 лет палочки используются как игровой материал вместе с обычным набором кубиков и палочек для составления различных фигур, в качестве стройматериала и т.д. Но вместе с тем включаются и специальные задания: понимание того, что палочки одного цвета равны по длине, достигается выкладыванием «заборчиков» из палочек одного цвета, для понимания строгого отношения порядка используется выкладывание ступенек, ознакомление с составом числа в пределах 10 осуществляется через выкладывание из нескольких палочек отрезка заданной длины. (2)

 

Рекомендации для работы с палочками Х. Кюизенера.

Игры с палочками Кюизенера мы используем как при непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. При работе с палочками обязательно учитываем возраст ребенка. Мы не заставляем ребенка делать те упражнения, которые ему еще не под силу или которые он не желает выполнять.

Знакомство с игрой начинаем с изучения цветов, показывая по очереди каждую палочку. А чтобы сконцентрировать внимание ребенка начинаем игру со сказки. Учитывая, что детишки очень любят сказки, то и играть им будет в палочки сказочно интересно.

Вот пример сказки: «Жили-были разноцветные палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробочке. И стало палочкам очень тесно в коробке, а играть вообще было негде. Однажды, когда палочки были высыпаны из коробки, самые маленькие белые палочки-единички, предложили построить домики, в которых можно было бы не просто жить, но и играть семьями. Тут же белые палочки выстроили для себя красивый домик белого цвета для палочек-единичек. Всем остальным палочкам такая затея очень понравилась, и они тоже решили выстроить для своих семей красивые разноцветные домики. Рядом с белым домиком был построен черный домик из палочек-семерок. Черные палочки были очень рады такому приятному соседству и расхваливали свой домик остальным палочкам. Палочки-двоечки розового цвета предложили палочкам-четверкам красного цвета и бордовым восьмеркам построить и для себя такой же домик из схожих цветов: красного, бордового и розового. Домик был построен очень быстро на радость всем остальным. Тут и голубые троечки, фиолетовые шестерки и синие девятки не выдержали и построили для своей семьи красивый яркий дом. Вот и получилась из построенных уютных домиков красивая яркая улица. Так и стали палочки дружить, играть вместе и веселиться».

Дослушав сказку, предлагаем ребенку построить свой домик из разноцветных палочек.

Затем просим ребенка взять столько палочек, сколько у него поместится в ручке, потом - выбрать две или три палочки одинакового цвета или размера.

Также из палочек, предлагаем ребенку, построить лестницу: для этого не обязательно использовать все имеющиеся цвета и размеры палочек, для начала используем в игре 3-4 цвета. Выстроив лесенку, можно пройтись по ней пальчиками, при этом называя цвета каждой палочки.

После первичного знакомства с игрой, приступаем к более сложным задачам – к изучению, согласно палочкам цифр. Для начала называем и показываем числа по порядку, а затем в случае, когда ребенок освоился с числами и цветами, пробуем называть числа вразнобой. Главное, не переусердствовать — ребенок должен играть и получать удовольствие, а не уставать во время игры.

Палочки будут отличным материалом для строительства, а также воспроизводства какого-либо действия. Можно запросто «нарисовать» палочками красивый цветок, где каждый лепесток будет разного цвета, можно сделать оригинальную радугу или выложить красивый ковер с разноцветным орнаментом.

Можно запросто построить какую-либо симметричную фигуру или зверюшку. Сначала строим первую половинку фигурки, а ребенок достраивает вторую самостоятельно, ориентируясь на первую.

Таким образом, систематические занятия с палочками будут способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления. (3)

 

1. _ http://www.px-pict.com/4/4.html_

2._ jlproj.orgthis_bibl/html_bibl/new-year_toys/_

3.http://kroxa.com.ua/Stati/Vospitanie-i-razvitie/nauchim-malysha-schitat.html_

Костромитина Ольга Николаевна
воспитатель
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №2 Советского района Волгограда