Наглядно-дидактическое пособие "Страна Кукляндия" для детей младшего дошкольного возраста
 

 

Наглядно-дидактическое пособие "Страна Кукляндия"

для детей младшего дошкольного возраста

 

«Из всех существующих в мире тайн

тайна куклы – самая загадочная!»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Введение

Вы любите театр? Кукольный…? Так как люблю его я…

Когда дети слышат слово «театр», в их глазах загораются радостные искорки, слышится веселый смех, сердце переполняется радостью от предвкушения чуда. Ведь ожившая в руках кукла – это, действительно, маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.

Кукла не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Театральная кукла – это не только игрушка, приносящая массу позитивных эмоций, но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей, особенно в младшем возрасте.

Для детей, только пришедших в образовательное учреждение, все является неизведанным, чужим пугающим, на помощь приходят «маленькие воспитатели». Воспитание идет не от взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. В их действиях дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Увидев куклу, ожившую в руках воспитателя, они чувствуют себя спокойнее, расслабляются и внимательно слушают своего маленького «наставника». Они с удовольствием отвечают на  вопросы, дают советы, смеются, грустят вместе с персонажем и всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театр кукол помогает воспитателю при проведении режимных моментов, чтении стихотворений и сказок, не даёт малышу возможности соскучиться в течение дня.

Переступая порог группы, ребенок испытывает много трудностей в речевом общении, неуверен в себе, в правильности своих действий. Здесь театральная кукла выступает в роли своеобразной ширмы. Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи куклы, ребенок как бы прячется за нее и чувствует себя более защищенным, ему легче высказать свои мысли (пригласить в игру другого ребенка, попросить о чем-то взрослого и т.д.). А взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

Понимая значение кукольного театра в воспитании и обучении детей, мы решили использовать в работе это простое, но необыкновенно действенное средство.

Для того что бы ускорить адаптацию детей в младшей группе у нас был создан пальчиковый театр «Теремок». Это миниатюрные герои сказки, которые надеваются на указательный палец и сам «теремок». Наш театр помогает развить мелкую моторику и координацию движения детей. От лица героев сказки мы читаем художественную литературу и проводим физминутки.

А так же создан штоковый театр «Репка». Дети самостоятельно разыгрывают данную сказку, что способствует развитию речи у детей.

 

 

Перчаточные куклы приходят на помощь в режимные моменты, в моменты грусти. Дети к ним прислушиваются, отвлекаются от своих переживаний и полностью погружаются в беседу с новым другом.

Такие театральные куклы очень часто используются в детских садах, но в прогимназии есть и уникальные. Мы создали экологический театр.

Актуальность:

В нашем образовательном учреждении одним из приоритетных направлений работы является экологическое воспитание. С 2008 года МОУ прогимназии №2 присвоен статус экспериментальной площадки по экологическому образованию. Воспитание дошкольников в духе природосбережения – это одна из задач нашей опытно-экспериментальной работы. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в раннем детстве.

В младшем возрасте детям интересно все многообразие окружающего их мира и в этот момент главное – правильно до них донести эту информацию.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимы нетрадиционные формы работы, которые не только развивают познавательную активность детей, но и помогают косвенным путём формировать экологическую грамотность. Основываясь на принципе природосообразности мы, начиная с младшей группы, учим детей тому, что природа, ее флора и фауна самоценны, поэтому бережного отношения к себе требует каждая травинка или листочек, жучок или птичка.

Кто лучше донесёт эту информацию до детей, как не куклы? Поэтому было создано наглядно-дидактическое пособие «Страна Кукляндия».

Цель: Познакомить детей с цветущими растениями нашего региона, их названиями и отличительными чертами.

Задачи:

1.     Формировать представления о взаимосвязи неживой и живой природы;

2.     Воспитывать бережное отношение к природе посредством театрализованной деятельности;

3.     Развивать творческие способности младших дошкольников; выразительность мимики и жестов, умение передавать настроение; мелкую моторику рук;

4.     Способствовать расширению и активизации словарного запаса воспитанников.

Методическая разработка включает в себя «Волшебный сундучок» в котором находится настольный театр «Цветочные феи»:

- «Цветочные феи» - настольные куклы - «цветы» в виде маленьких девочек в юбочках, отражающих отличительные признаки разных цветущих растений: ромашка, василёк, мак, роза, колокольчик, астра, одуванчик, хризантема;

- «Домик цветочных фей»;

- перчаточные куклы, которые выступают в роле повествователя (рассказывают, дают задания, задают вопросы).

      

 

       

Содержание работы с пособием:

1.     Знакомство: Персонажи перчаточных кукол знакомят детей с «цветочными феями», их «именами» (названиями цветов), рассматривают особенности каждого цветка.

 

2.     Расширение представлений о цветущих растениях:

- чтение сказок;

- разучивание стихотворений, песен о цветах;

- инсценировка небольших театральных этюдов с участием детей.

                                                            

3.Закрепление полученных знаний:

- отгадывание загадок;

- дидактические игры («найди по описанию», «Экологический  светофор» и др.).

  Заключение:

Помимо экологических занятий данное наглядно-дидактическое пособие можно использовать в любом виде образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми, для создания комфортного психологического микроклимата в адаптационный период, а так же может использоваться узкими специалистами (на занятиях изодеятельностью, при изучении лексики на занятиях по иностранному языку, на занятиях педагога-психолога, учителя-логопеда).

Перспективы:

Настольный театр планируется дополнить другими разделами: «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Насекомые», «Звери» и др.,  перчаточными куклами.

      Литература:

1. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо. // Дошкольное воспитание №12, 2007г., 120-121с.;

2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009г.;

3. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2008. – 112с.: ил.;

4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, 2008г.

 

Кожушко Галина Владимировна

воспитатель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №2 Советского района Волгограда