Консультация для педагогов «Музыка и всестороннее развитие личности ребенка».
 

 

Консультация для педагогов

«Музыка и всестороннее развитие личности ребенка».

        Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

        Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

        Отмечается влияние музыки и на работу мышц. Мышечная активность усиливается, если началу работы предшествуют звуковые впечатления.

        Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.

        Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. В музыкально – ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

        Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного характера.

        Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

        Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. Значение музыкальной деятельности для нравственно – эстетического воспитания заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности.

        В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках, хороводах у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, стремление помочь друг другу, т.е.имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания.

       Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и физического развития. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков. Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве.

        Для всестороннего развития особо важно формирование личности в эстетическом и идейно – нравственном направлении, творчески активной, музыкально культурной. Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально – эстетического отношения к действительности. музыкальное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

         Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям.

         Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку, прежде всего классические и народные произведения.

        Учитывая огромное значение музыки, в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения широко используются разные виды музыкальной деятельности. Одним из видов музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, хороводы, игру на детских музыкальных инструментах.

         Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство: пение, музыкально – ритмические упражнения, игры, танцы, что предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.  

         Занятия музыкой способствует общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

 

Бабошкина Татьяна Леонинидовна,

воспитатель первой категории,

МБДОУ ДСКВ №2"Ласточка"

станица Выселки Краснодарского края.