Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема: «Моя семья»
 

 

Конспект по развитию речи в старшей группе

Тема: «Моя семья»

 

Цель:  Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный образ. Закрепить у детей понимание того, что портрет – это изображение конкретного человека или группы людей. Помочь понять главную идею картины: счастье семьи – заботливое, бережное отношение, уважение и любовь родителей к друг другу и к детям. Уточнить и обобщить знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семь; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Оборудование:

·         Силуэт дерева из плотной ткани или картона, прикрепленной к стене или ширме,

·         листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных;

·         Репродукции «Семейный портрет» А. ван Дейка, Б. Кустодиева « На террасе», Ф.Славянский «Семейная картина;

·         Детские рисунки на тему : «Моя семья»;

·         Магнитофон с записью голосов родителей.

Предварительная работа:

·         Рассматривание фотографии и репродукции семейных портретов.

·         Беседа по теме: «Моя семья»;

·         Рисование на тему: «Моя семья»;

·         Разучивание песен.

Активизация словаря:

·         чепчик,

·         кружевной,

·         гофрированный,

·         манжет.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Этот год объявлен годом семьи. Сегодня на занятии мы поговорим о семье.

- Как вы думаете, что такое семья? ( ответы детей).

- Правильно, семья это близкие люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер.

- У вас у всех есть семья, скажите, кто живет в вашей семье?

- Мамы, папы, бабушки, дедушки есть у всех, мы их очень любим и об этом споем в нашей песне.

ПЕСНЯ  (любая песня о семье)

- Я хочу предложить вашему вниманию портрет фламанского художника Антониса ванн Дейка. Называется портрет «Семейный портрет».

семья

- Как вы думайте, почему так назвал художник портрет?

- Правильно, потому, что на ней изображена семья: папа, мама, дочка.

- Давайте рассмотрим этот портрет и подумаем, что хотел рассказать нам художник об этой семье? Какая семья? Какие родители? (семья маленькая состоит из трех человек: мамы, папы и дочки, родители молодые).

- Посмотрите на их лица, глаза, губы, что они выражают? ( серьезность, доброжелательность, внимательность).

- Расскажите о папе, какой он? ( у него продолговатое лицо, рыжеватые волосы, бородка и усы. Руки с длинными изящными пальцами опирается на подлокотник кресла).

Женщина – маленькой девочки – выглядит цветущей. Она удобно сидит на кресле и держит на коленях дочку с куклой в руке.

- Как одеты эти люди? ( очень необычно, красиво).

- Почему они так одеты? ( потому, что картина написана очень давно и люди в то время так одевались).

Наряды осень красивые, с изящными воротниками и манжетами.

- Что такое манжет? ( нижняя част рукава)

- Посмотрите какой воротник у мамы: большой, объёмный. Такой воротник называется гофрированный. У папы воротник белый, прозрачный и тонкий. Этот воротник называется кружевной. И у девочки такой же воротник и чепчик на голове. Перед нами богатая семья, жившая в начале XVII века.

- А можно сказать, что в семье этой царит любовь, мир, дружба и согласие?

- Посмотрите на папу, он немного наклонился вперед, как бы защищает свою жену и дочку, а мама нежно придерживает рукой дочку.

- Этот портрет называется групповым, так как здесь изображено несколько человек, то есть группа.

- Сейчас я предлагаю подойти к мольбертам посмотреть картины и попробовать составить рассказ по ним.

- Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже много веков назад, другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.

- Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена люди составляли пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним некоторые из них.

·         Золото серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

·         Дети – цветы жизни.

·         Семья ладом полна.

·         Вся семья вместе и душа на месте.

- Семья бывает крепкая, дружная, трудолюбивая.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живет семья,

Очень- очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная большая.

 

- Предлагаю послушать голоса ваших родных. Посмотрим. Кто же из вас сможет узнать по голосу своих родных.

- Как вы думаете, все ли семья одинаковые? Чем отличаются? ( есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью).

- Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. Мы друг друга любим и уважаем.

- Мы похожи на дружную семью?

- Посмотрите, у нас выросло красивое дерево – это дерево наша группа, его веточки – это мы с вами. У меня в корзине лежат листочки с вашими фотографиями. Найдите свою фотографию и разместите листочки на любой веточке дерева.

- Вот и получилась у нас красивое, нарядное дерево – наша с вами семья.

 

Салиева Алия Нурахмедовна

воспитатель МБОУ "Начальная школа - детский сад" с.КилинчиАстраханскойобласти