Экологическая Викторина. Тема: «Птицы»
 

 

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению
с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Птицы»

Форма проведения: Экологическая викторина.

Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире.

Задачи: 

1.     Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

         2. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; вовлечь родителей в игровое взаимодействие с детьми.

          3. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Предшествующая работа с детьми:

  1. Занятия по темам логопедии.
  2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Заучивание стихов, пословиц, поговорок.
  5. Упражнения пальчиковой гимнастики.
  6. Наблюдения, экскурсии, беседы.

 

Оборудование:

1.     Магнитная доска(2 штуки)

2.     3 стола:  2 – для изодеятельности, 1 – для жюри;

3.     «Логический экран»

4.     Мнемо-таблица для составления описательного рассказа о птице.

5.     Материалы для аппликации «Птичья мозаика».

6.     Бочка с шарами.

7.     Эмблемы для команд.

8.     Эмблемы для совы и белки; дятла и клеста.

9.     Экологическое пано «Кормушка с птицами».

10.                        Игра «Перышки».

11.                        Музыкально-динамическая пауза «Разноцветная игра».

 

 

Ход викторины:

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

Ведущий:

Сегодня у нас не обычное занятие, а экологическая викторина с участием ваших родителей на тему «Птицы».

 Посмотрите ребята к нам пришли гости, которых мы приглашаем в жюри, оценивать наши конкурсы.

Представление жюри:

Вед. В викторине участвуют две команды: «Синицы» и «Воробьи».

Поприветствуйте друг друга.

«Воробьи»

Мы соперникам своим

Шлем большой привет.

От души желаем им

Дать правильный ответ.

«Синички»

Мы пришли на конкурс наш

Будем, не лениться

На вопросы отвечать

Все заданья выполнять.

 

I.                  Капитаны команд расскажите о птице, изображенной на вашей эмблеме.

(описание птицы по мнемо-таблице)

- Катя А. описывает воробья

-  Даша С. отмечает сходства и отличия синицы от воробья.

 

II.                 КОНКУРС  «ОТГАДАЙ  ЗАГАДКИ»

1.     Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!»     (воробей).

 

2.     Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

         Прячется в зеленых кронах.

         А зовут ее…….                       (ворона).

 

3.     Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук, тук, тук, тук!»   (дятел).

 

4.     Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает : «Тень – тень!

Как хорош весенний день!»       (синица).

 

5.     Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?   (сорока).

 

6.     Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной!            (соловей).

 

7.     Кто летает ночью темной

И схватить мышонка хочет?       (сова)

 

8.     Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем.                   (скворец)

 

9.     Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.        (кукушка).

 

   10.Черный, проворный.

       Кричит: «Крак!» -

       Червякам враг.                       (грач).

Ну, все загадки отгадали, а вы знаете какие-нибудь пословицы о птицах?

                        «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

- Лес без птиц и птицы без леса не живут.

- Всякая птица своим пером гордится.

- Вороне соколом не быть.

- Сорока весть на хвосте принесла.

- Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

- Соловей берет пением, а человек – умением.

- Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

- Журавль прилетел и тепло принес.

 

III. Конкурс «Птичья мозаика»

(Нетрадиционные методы аппликации)

Вед. Для участия в этом конкурсе необходимо выбрать от каждой команды трех участников (2 ребенка и один взрослый)

Вы отправляетесь в мастерскую волшебников, где есть все материалы для выполнения задания.

Участники команд должны выполнить аппликацию нетрадиционным способом обрывания и скатывания бумаги.

Команда «Синички» выполняет аппликацию – СНЕГИРЬ;

Команда «Воробьи» - ДЯТЕЛ.

IV. Конкурс «Заморочки из бочки»

Вед. Участникам каждой команды предоставляется возможность достать из бочки шарик с вопросом.

первая команда  - Заморочка №1 –ее нам хотят задать белка и сова.

Белка. Тетушка Сова, тетушка Сова!

Сова. Ух-ху, ух-ху. Что случилось малыш?

Белка. В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе вьюжная, сердитая, а на нашей елке птичка гнездо свила и птенчиков вывела.

Сова. Никаких чудес нет. Эти птенцы всегда в лютые морозы гнездятся.

Белка. Чем же они кормят своих маленьких птенцов? Ведь насекомые попрятались от холода.

Сова. А птенцов они выкармливают семенами и плодами хвойных деревьев, которые как раз к этому времени созревают.

Белка. Как же называются эти бесстрашные птицы?

Вед. Итак вопрос. Какие птицы нашего леса выводят птенцов зимой? (клесты)

Вторая команда - Заморочка №2  - ее нам приготовили клест и дятел

Клест. Смотрю, дятел на твой нос и сравниваю со своим. Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой, кривой, получше твоего прямого будет.

Дятел. И чего в нем, кривом, хорошего? Из под моего прямого только щепки летят!

Клест. В том-то и беда, что ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю семена достаю. Глядишь, одно – другое семечко уроню, оно растет. Выходит, я лес сажаю, а ты его рубишь. И все из твоего прямого носа. Полюбуйся на свои труды: деревья как испортил.

Дятел. Так это больные деревья. Я их от жуков разных спасаю вот этим самым носом. Не зря меня «лесным доктором» прозвали.

Клест. Ну, не знаю, не знаю (улетает).

Вед. Итак вопрос: Какой инструмент похож на клюв дятла, а какой на клюв клеста?

Заморочка №3 -  это заданье для двух команд. Я прошу вас быть внимательными и находчивыми.

 Перед вами кормушка.

Внимание первый вопрос для команды синичек:

- Назовите каких птиц вы видите на кормушке?

Второй вопрос для команды воробьев:

- На какие две группы можно разделить этих птиц (зимующие, перелетные)

Син.- Посчитайте сколько зимующих птиц? Сколько перелетных? Сравните их каких больше на сколько?

Вороб.- Какие птицы лишние на кормушке? Уберите их.

Заморочка №4 «Волшебный экран»

Перед вами «Волшебный экран»

Внимание первый вопрос для команды синичек:

- Найдите на таблице хищных птиц и поставьте в клеточку с картинкой фишку. Если задание выполнено верно, то перевернув  лист, фишка окажется на нужной картинке.

Молодец, а теперь обоснуй свой ответ.

Вед. Дополняет ответ ребенка, дает новую информацию о хищных птицах.

Второй вопрос для команды воробьев:

- Найдите птиц которые не умеют летать.

Молодец, а теперь обоснуй свой ответ.

Вед. Дополняет ответ ребенка, дает новую информацию о нелет.птицах.

Молодцы на все вопросы вы ответили правильно! А теперь давайте поиграем!

Динамическая пауза «Разноцветная игра»

(Дети садятся на стулья)

Мы продолжаем нашу викторину.

V. Конкурс «Мудрые родители». Уважаемые родители поделитесь и Вы своими знаниями о птицах.

Итак, вопрос родителям из команды синицы:

Син.- Какие особенности строения тела обеспечивают полет птиц? (Внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом; относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова)

Вопрос для родителей команды воробьи:

Вор.- Для чего у пеликана есть под клювом кожистый мешок? (прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и наполняет его рыбой).

Син.- Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми? (воробьи, щеглы и др.)

Вор.- Существует ли птичье молоко? У каких птиц? (Птичье «молоко» есть у голубей. Если почему – либо самка голубя ушла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинают действовать особые железы которые перерабатывают жир в питательную массу, ее – то он и отрыгивает в открытый клюв птенца)

Син. – Дышит ли птенец в яйце? (дышит, так как, поры в скорлупе пропускают воздух.)

Вор.- На сколько обоснованно предложение: «Ест мало, как птичка»? (утверждение неточное, если учитывать абсолютное количество еды, то конечно большинство птиц съедает мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих животных и человека.)

 

VI. Конкурс капитанов «Перышки»

Приглашаем капитанов двух команд.

А сейчас мы проверим какие вы внимательные и наблюдательные.

 Перед вами изображены перышки птиц, определите какая птица их потеряла?

(Под каждое перышко изображенное на таблице дети выкладывают соответствующую птицу).

Поддержим наших капитанов аплодисментами!

А теперь давайте посмотрим, как идет работа в нашей мастерской.

Звучит музыка. Участники конкурса «Волшебная мозаика» демонстрируют свои работы детям и жюри.

VI. Вот мы и подошли к последнему конкурсу, который называется «Гонка за лидером»

Вопросы команде «Синичек»

Назовите:

1.       птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

2.       певчую птицу, получившую свое название по месту своей родины — Канарских островов (канарейка);

3.       птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

4.       птиц, которых используют во время охоты (соколы);

5.       птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

6.       птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

вопросы  команде «Воробьи»

7.       бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

8.       птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

9.       нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

10.    птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

11.    птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси (это сова. Она способна повернуть голову на 180o);

12.    самая маленькая из всех птиц, размеры который не больше шмеля (колибри).

 

Вот и подошла к концу наша викторина. Просим уважаемое жюри подвести итоги.

(слово жюри)

Мы благодарим всех участников викторины за проявленную находчивость и смекалку и хотим наградить вас медалями. (Награждение команд).

 

Голубева Светлана Валентиновна

 воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Крепыш», город Наро-Фоминск, Московская область.