Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе
 

 

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе. ТЕМА: «Всегда и везде – вечная слава воде».

 

    Тема: «…Всегда и везде – вечная слава воде»

    К. Чуковский

     

    Цель: Дать представление детям том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды для всего живого на земле. Учить детей беречь водопроводную воду.

    Учить детей культуре общения с природой, воспитывать бережное отношение к ней.

     

    Ход занятия

    1. Показать детям карту.

    - Это наша Земля. Поверхность Земли состоит из воды и суши. На планете Земля больше воды, чем суши.

    - Какие водоемы вы знаете, дети? (ответы детей: ручей, родник, река, пруд, море, озеро, океан).

    - Кому нужна вода? (ответы детей).

    - Вывод: вода нужна всем живым существам, растениям, животным, человеку.

    ­- Для чего вода нужна человеку? (ответы детей).

    - Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода.

    Самая чистая это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.

       

    Послушайте стихотворение С.Я. Маршака:

    «Стали жить по новой моде,

    Завели водопровод.

    Речка спятила с ума –

    По домам пошла сама!

    А бывало с перезвоном

    К берегам ее зеленым

    Шли девицы за водой

    По улице мостовой.

    Подходили к речке близко,

    Речке кланялися низко.

    Здравствуй, речка - наша мать!

    Дай водицы нам набрать!

    А теперь иной невежа

    Захотел водицы свежей –

    Шевельнул одной рекой –

    И вода бежит рекой!

    Бережливым будь с водой!

    Шевельни опять рукой.

    И как только воду взял, хорошенько кран закрой!»

     

    - Ребята вы любите купаться в ванне, под душем, в бассейне? Умеете ли плотно закрывать кран? Всегда ли следите за тем, чтобы из крана попусту не текла вода?

    - Послушайте о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана.

    Ребенок читает стихотворение С. Погореловского:

    «Родник иссяк, ручей ослаб

    а мы из крана – кап,

     кап,

     кап…

     

    Мелеют реки и моря,

    не тратьте воду зря,

    зря,

    зря…

    А то пройдет немного лет

    и нет водицы – нет,

    нет,

    нет…»

     

    - Чистую воду надо беречь. Возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд.

    - Дети, знаете ли вы, откуда берется вода в реках и озерах? (ответы детей).

    - Оказывается, что многие реки и озера, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.

    У И. А. Бунина есть стихотворение

    «Родник»:

    «В глуши лесной, в глуши зеленой,

    Всегда тенистой и сырой,

    В крутом овраге под горой

    Бьет из камней родник студеный

    Кипит, играет и спешит,

    Крутясь хрустальными клубами,

    И под ветвистыми дубами

    Стеклом расплавленным бежит»

    - Лесные родники очень нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Люди берегут родники, делают навесы, обкладывают камнями, огораживают их.

    - Нам с вами повезло. В нашем городе….

    - Как он называется? (Наро-Фоминск), протекает река.

    - Кто знает, как она называется? (Нара).

    - Летом, в жару много людей отправляются к реке покупаться, позагорать, отдохнуть, и вы с мамами и папами тоже любите плескаться в реке.

    - Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка»

    «Мы приехали на речку

    Воскресенье провести,

    А свободного местечка

    Возле речки не найти!

    Тут сидят и там сидят:

    Загорают и едят

    Отдыхают как хотят,

    Сотни взрослых и ребят.

    Мы по бережку прошли

    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке

    Тут и там – пустые банки

    И, как –  будто нам назло,

    Даже битое стекло!

    Мы по бережку прошли,

    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели;

    Тоже пили, тоже ели,

    Жгли костер, ствол обожгли –

    Насорили и ушли!

    Мы прошли, конечно, мимо…

    - Эй, ребята, крикнул Дима.

    Вот местечко хоть куда!

    Родниковая вода!

    Чудный вид!

    Прекрасный пляж!

    Распаковывай багаж!

    Мы купались,

    Загорали,

    Жгли костер,

    В футбол играли –

    Веселились от души!

    Пили квас,

    Консервы ели,

    Хоровые песни пели…

    Отдохнули – и ушли!

    И остались на полянке

    У потухшего костра:

    Две разбитых наши склянки,

    Две размокшие баранки –

    Словом, мусора гора!»

     

    - Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? А как надо было?

    - Правильно, водоемы – это жизненное пространство рыб, различных беспозвоночных, микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах. Бросать что либо в водоемы и по берегам недопустимо.

    «Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь…

    Все это называется природа,

    Давайте же всегда ее беречь!»

     

    Физкультминутка.

    1. Игра «Ручейки и озера».

    Дети строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!», каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «Озеро».

     

    2. А сейчас я раздам вам волшебные картинки.

    - Что вы видите на картинках? (черточки, точки). Вы возьмете в руки волшебную палочку (карандаш) и соедините эти точки и тогда мы с вами узнаем «Кто сидит в пруду». Дети выполняют задание (см. приложение).

    - Кто сидит в пруду у тебя Ваня?

    - Рыбки.

    - Сколько их? (ответ)

    - А у тебя, Настя, кто в пруду?

    - Лягушки.

    - Сколько лягушек? (и т.д.).

     

    Итог: Сегодня на занятии мы с вами говорили о том, какое огромное значение играет вода в жизни человека, животных, птиц, растений. О необходимости бережного отношения людей к водоемам.

    Закрепили умение рисовать силуэт предмета по точкам и повторили счет в пределах 10.

    Закончить занятие я хочу словами К. И. Чуковского.

    «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,

    и зубной порошок, и густой гребешок.

    Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться

    в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, и в ванне, и в бане,

    всегда и везде – вечная слава воде!»

     

      Используемая литература:

    1.    Инна Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию».

    2.    С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

    3.    Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

    4.    Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей».

    Приложение 1

    Приложение2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Полякова Татьяна Владимировна

    воспитатель высшей квалификационной категории

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №3 «Крепыш», город Наро-Фоминск, Московская область.