Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа для детей с ЗПР.
 

 

Конспект занятия по обучению грамоте.

Подготовительная группа для детей с ЗПР.

 

Тема: «Звук и буква В»

Цели:

·         Познакомить со звуками «в», »вь». Буквой «В»

·         Учить выделять звук «в» из ряда звуков, слов

·         Учить определять позицию звука в начале-середине слова

·         Закреплять умение выделять последний звук в слове, делить слова на слоги

·         Учить составлять и анализировать слоги с пройденными буквами

·         Развивать внимание, память

Оборудование: мяч, картинка-сигнал «Вьюга воет», печатные буквы В, в, предметные картинки, 2 полоски- слова, джип, лодка, игрушки ( девочка, морковочка, дерево, вилка, вертолет, волк), буквы на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Оргмомент.

А) Игра с мячом «Назови последний звук в слове»

Б) – Сядет тот, кто назовет слово со звуком «Л», «У»

В)  Упражнение с пальчиками «Этот пальчик»

2. Знакомство со звуками «в», «вь»

А) – Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Отгадайте загадку:

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

Показ картинки «Вьюга»:

- Какое время года изображено?

- Что такое вьюга?  (Вьюга – это сильный ветер, который бывает зимой,он поднимает снег с земли, с деревьев, и люди говорят «Вьюга гуляет»)

- Закройте глазки, и представьте: на улице зима, очень холодно, гуляет и воет вьюга: в-в-в!

- Повойте, как вьюга (тихо, громко)

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Б) Артикуляция звука

В) Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый – мягкий). Показ сигналов.

Г) Игра «Узнайте звук» (хлопнуть, когда услышите звук «в»)

В-П-В-М-Т-В-Ф-К-В-В

Д) Игра «Попугайчики» (дети повторяют за педагогом по строчке: хором, только мальчики, только девочки, громко, тихо; затем похлопать на каждый слог)

Ва – ва – ва - вот высокая трава

Вы – вы – вы – даже выше головы

Ве – ве – ве – васильки видны в траве

Ву – ву – ву – васильков букет нарву

Ви – ви – ви – только много их не рви

Г) Назвать слова, которые начинаются на звук «в», «вь» ( на доске предметные картинки: вафли, виноград, вишни, варенье, винегрет, волк, ведьма, вертолет, василек, вата, варежки) :

«вкусные слова»: вафли, виноград, вишни, варенье, винегрет

«страшные слова»: волк, ведьма

Д) Игра «Загадалки» (дети отгадывают загадки и убирают картинку с доски)

- Это вкусное блюдо, в нем много овощей (винегрет)

- Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре (варенье)

Е) Игра «Чего не стало?»

Ж) «Назовите самое длинное слово, самое короткое слово» (прохлопать названные слова)

3. Физминутка  «Снеговик».

4. Знакомство с буквой В.

А) «Палочку ты начерти, к ней вплотную цифру 3»

- показ печатной буквы (большой, маленькой)

- На что похожа буква?

- письмо буквы в воздухе

- Игры «Допиши букву», «Найди правильную букву»

Б) Игра «Где звук «в»?» (в начале – в середине слова)

в

 

 

 

 

в

 

 

В) Игра «Живые слоги» (буквы: Ы, О, У, В, К, Т, С)

Дети «превращаются» в буквы, педагог называет слог – дети строятся по порядку. Анализ слога:  сколько букв, какая буква первая, вторая, последняя?

ОН,  ТЫ,  КВА,  УСТ.

Г) Составление и анализ слова «ВОВА»

5. Итог занятия.

 

Попова Анжелина Михайловна

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

ГОУ «Осташковский детский дом», город Осташков Тверская область