Воспитание экологической культуры у старших дошкольников
 

 

Воспитание экологической культуры  у старших дошкольников

с учетом национально-регионального компонента.

(Сотрудничество с Баргузинским заповедником)

 

         Что такое любовь к природе? Восхищение, красивые слова или же сопереживание ей, бережная охрана и трепетное отношение независимо от каких-либо обстоятельств? Она не приходит из неоткуда, а передается от  родителей к детям, от старших к младшим, от учителя к ученикам.    Бережное отношение к природе, любовь к родному краю, первоначальные основы природоведческого мировоззрения составляют актуальную суть экологического воспитания.                                                                             Психолого-педагогические исследования В.И.Логиновой, С.Н.Николаевой, Н.Н. Поддъякова и др. свидетельствуют, что дети старшего дошкольного возраста могут осознать достаточно сложные зависимости и логически рассуждать о них, если их представить наглядно, на ярких живых примерах с помощью интересного познавательного материала (опытов, экспериментов, наблюдений. См.: Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал: Учебное пособие. -  Иркутск, 2006).                   

                Бережное отношение к природе как к единому целому – не простая задача и требует специальной подготовки воспитателей. 

    Нам несказанно повезло. Мы живем на берегу уникального озера Байкал. На земле, где 95 лет назад был открыт первый в России государственный природный биосферный заповедник «Баргузинский».

   В декабре 1996 года Комитет по мировому наследию во время 12-й сессии в Мексике признал озеро Байкал Участником мирового природного наследия. А что значит «наследие»? это дар, доставшийся нам от предков, то чем мы живем сегодня и то, что мы передаем будущим поколениям. Озеро включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (См.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: 1995).

   Сотрудничество нашего дошкольного учреждения с экологами заповедника началось в 2005 году по инициативе педагога Людмилы Дудик.

         Целью нашей совместной работы стало совершенствование у старших дошкольников экологической культуры с учетом национально-регионального компонента посредством поэтапного решения задач:

Ознакомление  педагогов и воспитанников с разнообразием растительного и животного мира Байкала.

Формирование представление о том, чем славен родной край.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание уважения к традиционным ценностям родного края.

       В год, когда началось наше сотрудничество, для некоторых людей стало открытием, что на территории нашего района находится такой экологический парк.  Педагогами ДОУ, сотрудниками заповедника и работниками музея истории БАМа был разработан перспективный план сотрудничества, куда были включены встречи, беседы, экскурсии, конференции и конкурсы.

    Активное участие принимали дети подготовительных групп, где работали педагоги Елена Новикова, Наталья Иванова, учитель-логопед Ирина Крылова.

      Дошкольники участвовали в районном конкурсе детского рисунка «Сохраняя природу», на московском конкурсе с работой «Нерпенок»Кирилл П. занял второе место. Детский сад был награжден дипломом участника международной акции «Марш парков 2006» - за важный вклад в развитие международного движения в поддержку заповедного дела. Были проведены конкурс литературных работ, конкурс на лучший уголок путешествий; проводилась акция «Отдых на Байкале», разрабатывались авторские конспекты занятий, развлечений, дети посещали выставки картин местных художников.

    Работа с экологами заповедника взаимообогатила нас. Мы увидели положительную динамику. У детей формировалось начало экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые непосредственно находятся рядом с ребенком.

   С помощью  работы  сотрудников заповедника и музея дети познавали  не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.

        Важным аспектом в сотрудничестве выступала работа с родителями. Были оформлены потрясающие плакаты о родном крае к родительской конференции «Наш Дом». Взрослые и дети погружались в исследования, прочитывали массу книг, узнавали много нового о природе Северобайкальского района, создавали и защищали свои творческие проекты, моделировали макеты ландшафта. Работы были представлены на городской выставке музея истории БАМ.

   Наше дошкольное учреждение и сейчас продолжает начатую работу по формированию экологической культуре у дошкольников. Педагоги разработали и реализуют план-проект «Экологическая тропа», «тропа здоровья». Мы надеемся, что попав в «чудесный уголок родного леса», дети с особым желанием и трепетом будут ухаживать за растениями, особенно за теми, что посадили сами.

Принимали  участие в международной акции «Марш парков 2010», которая проходила под девизом: «Биоразнообразие – основа жизни на Земле».

ОТКРЫТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

     

Н.А.Ом – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226» ОАО «РЖД» город Северобайкальск.