ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «ХУДОЖНИКИ - УМЕЛЬЦЫ»
 

 

 

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «ХУДОЖНИКИ -УМЕЛЬЦЫ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Программа по декоративно-прикладному искусству «Художники -умельцы»

Пояснительная записка 5

Учебный план 10

Учебно-тематический план 11

Содержание работы: Перспективный план работы (5-6 лет) 13

Перспективный план работы (6-7 лет) 25

Типы занятий и примерная структура 35

Воздействие занятий кружка на развитие ребенка и его творческих способностей. 36

Педагогическое обследование 37

Диагностические критерии 44

Методическое обеспечение Новые нетрадиционные (авторские) техники рисования 45

Правила рисования 46

Этапы работы с глиной 47

Последовательность лепки глиняных игрушек 49

Изделия декоративно-прикладного искусства 55

Библиографический список 58

Приложение к программе по декоративно-прикладному искусству «Художники - умельцы»:

Приложение 1 Нетрадиционные техники рисования 62

Приложение 2 Этапы развития навыков декоративного рисования 65

Приложение 3 Элементы узоров и последовательность рисования 66

Приложение 4 Легенды и сказки 71

Приложение 5 Беседы с детьми 80

Приложение 6 Словарь старинных русских слов и пословиц 110

Приложение 7 Художественное слово о промыслах России 111

Приложение 8 Пословицы и поговорки о труде 136

Приложение 9 Дидактические игры 137

Приложение 10 Физкультурные минутки 140

Приложение 11 Конспекты занятий и развлечений 145

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

  Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы  гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства является попыткой обновления программы «Радуга» по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Скачать полную программу 6 мб

 

Воспитатель Ермолаева Нина Васильевна,

высшая квалификационная категория,

МБДОУ детский сад «Ласточка»,

п. Таёжный, Советского района, Тюменской области.