Конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для детей старшего дошкольного возраста
 

 

 

Мы–друзьяприроды

(конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для детей старшего дошкольного возраста)

    Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

    Дети: Всем, всем добрый день.

              Прочь с дороги наша лень.

              Не мешай учиться,

              Не мешай трудиться.

    Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

                                      Сияет солнце, воды блещут,

                                      На всем улыбка, жизнь во всем,

                                      Деревья радостно трепещут,

                                      Купаясь в небе голубом.

                                      Поют деревья, плещут воды,

                                      Любовью воздух растворен,

                                      И мир, цветущий мир природы,

                                      Избытком жизни упоен.

         Как вы думаете, о чем это стихотворение?

    Дети: Стихотворение о природе.

    Воспитатель: Что такое природа?

    Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

    Воспитатель: Какая бывает природа?

    Дети: Природа бывает живая и неживая.

    Воспитатель: Почему мы называем природу живой?

    Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

    Воспитатель: Что относится к живой природе?

    Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

    Воспитатель: Что относится к неживой природе?

    Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

    Воспитатель: Составьте схему природы. (ребенок на фланелеграфе составляет схему природы).

    Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

    Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

    Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

                                    Знаю лес и лес люблю,

                                    В гости вас к себе зову.

                                    Я люблю гулять по лесу,

                                    В лесу хожу я каждый день.

                                    Все в лесу мне интересно:

                                    Каждый куст и каждый пень.

                                    Я веселый старичок,

                                    Старичок-Лесовичок!

         Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

    Воспитатель: Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.

    Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».

    (сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

    Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?

    Дети: В смешанном лесу.

    Воспитатель: А какие еще бывают леса?

    Ребенок:      Кусты и деревья, листочки на ветках,

                         Лиственный лес это, помните, детки.

                         Дуб в нем, березки, липы, рябинки,

                         Лещина, шиповник, ясень, осинки.

                         Если иголочки вместо листвы,

                         Хвойным тогда этот лес назови.

                         Если же есть и листва, и хвоинки,

                         Рядом и ели растут, и осинки,

                         Смешанным лес тот зовется, друзья –

                         Тут все деревья от «А» и до «Я».

    Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

    Дети: Всех на свете он добрей,

              Лечит он больных зверей.

    Воспитатель: Он лечил  зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

                                             Тонкий стебель у дорожки,

                                             На конце его – сережки,

                                             На земле лежат листки –

                                             Маленькие лопушки.

                                             Нам он – как хороший друг

                                             Лечит раны ног и рук.

                                                                                     (подорожник)

                                             Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

                                             А сушенная  в запас, лечит от простуды нас.

                                                                                      (малина)

    Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?

    Дети: мать-и-мачеха, душица, липа.

                                             Липа – средство от простуды.

                                             Знают все о том повсюду.

                                             Хоть невзрачен липы цвет,

                                             Но полезней чая нет.

                                             При ангинах и простудах

                                             Пьют целебный липы чай.

    Воспитатель: Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

    Дети: корень одуванчика.

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

                                              Я на розу так похож,

                                              Разве что не так хорош.

                                              Но зато мои плоды

                                              Всем пригодны для еды.

                                                                                 (шиповник)

    Воспитатель: Шиповник богат витамином С.

    Воспитатель: Какой цветок лечит больное сердце?

    Дети: Ландыш.

    Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

    Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?

    Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

    Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено  и скажите, что лишнее.

    Игра «4-й лишний».

    Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

    Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

    Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

    Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

    Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.

    Воспитатель: Наш путь продолжается. (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»), Включается фонограмма «Звуки леса»

                                            Дети по лесу гуляли,

                                            За природой наблюдали,

                                            Вверх на солнце посмотрели,

                                            И их лучики согрели.

                                            Бабочки летали,

                                            Крылышками махали.

                                            На нос села пчела,

                                            Посмотрите вниз, друзья.

                                            Мы листочки приподняли,

                                            В ладошку ягоды собрали.

                                            Хорошо мы погуляли!

                                            И немножечко устали!

    Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».

    Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?

    Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.

    Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

                                                Кто в беретке ярко-красной,

                                                В черной курточке атласной?

                                                На меня он не глядит,

                                                Все стучит, стучит, стучит.

                                                                                             (дятел)

                                                И в лесу, заметьте, дети,

                                                Есть ночные сторожа.

                                                Сторожей боятся этих

                                                Мыши, прячутся, дрожа!

                                                Очень уж суровы

                                                Филины и … (совы)

                                                

                                                 Гнездо не строит никогда,

                                                 Соседкам яйца оставляет

                                                 И о птенцах не вспоминает.

                                                                                             (кукушка)

    Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?

    Дети: Кукушка

    Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?

    Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.

    Воспитатель: как назвать их одним словом?

    Дети: Это насекомые.

    Воспитатель: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

    Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.

    Фонетическая зарядка

    «На полянке»

    ·        Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)

    ·        Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)

    ·        Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)

    Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери». Отгадайте, какое животное здесь зашифровано. (Крот)

     

     

     

     К       крот                          

     

    Воспитатель: Где живет крот?

    Дети: Крот живет в норе.

    Воспитатель: Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?

    Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).

    Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!

    Дети: Заяц, белка, лиса.

    Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?

    Дети: Еж, медведь, барсук.

    Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.

    Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».

    Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.  Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? (работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).

    Проводится игра «Хорошо – плохо».                                         

    Воспитатель: Ребята,  Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.

    В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.

    Воспитатель: Как мы можем помочь?

    Дети: Надо посадить новые деревья.

    Воспитатель: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.

                                    Много леса – не губи,

                                    Мало леса – береги,

                                    Нет леса – посади.

    Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.

    Пальчиковая гимнастика.

                                            На лужок пришли зайчата,

                                            Медвежата, барсучата.

                                            Лягушата и енот.

                                            На зеленый на лужок

                                            Приходи и ты, дружок.

    Продуктивная деятельность «Дерево» (ниткопись, рисование поролоном).

    1. Взять чистый лист и сверху наложить на него трафарет ствола дерева.

    2. Взять поролон, набрать коричневой краски и примакивать сверху вниз, плотно заполняя краской  всю поверхность ствола.

    3. Взять клеевую кисть и намазать клеем всю крону.

    4. Взять нитки зеленого цвета и приклеить их.

    5. Снять трафарет.

    Спокойная музыка.

    Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу. Предупреждаю об окончании работы.

    (Готовые работы выставляются на мольберт).

    Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться в детский сад.

    (Дети проходят через импровизированные ворота).

    Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

    Дети: «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса», «Животные леса».

    Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Назовите игры, в которые мы играли.

    Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

    Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»

                       Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

                       Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

                       Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

                       Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

                       Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

                       Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

                       Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

                       Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

                       Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

    Воспитатель: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

     

 

Список используемой литературы      

 

  1. Кондратьева Л.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс, 2001.

2. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: Илекса, 2000.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.

5. Программа «Детство». – СПб, 2000.

Программное содержание

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы;  расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.

Коррекционные задачи: развитие фонематического слуха; речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук; координации речи и движений.

 

Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, физкультминутка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», дидактические игры «4-й лишний», «Кто где живет», «Загадай мы отгадаем», «Живая и неживая природа», «Кто у кого», «С какого дерева лист, ветка», продуктивная деятельность.

 

Оборудование: фланелеграф, схемы живой и неживой природы, панно для модели «Лес», панно для раздаточного материала, сигнальные карты, магнитофон, запись «Голоса леса», конверт, мяч, клей, клеевая кисть, нитки, краски коричневого цвета, поролон, трафарет, лист белой бумаги, клеенка, салфетка, предметные картинки:

·        Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, осина, черемуха, дуб, клен, липа;

·        Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, крапива, малина, шиповник;

·        Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник;

·        Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор;

·        Птицы: дятел, сова, кукушка, клест;

·        Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.

·        Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, еж, крот, барсук,

·        Картинка с изображением вырубленного леса;

Картинки «Береги природу»

 

воспитатель первой кв. категории МДОУ №79 г. Саранск   Гурьянова Е.Н.

emal

Некоторые наглядные пособия можно найти здесь