Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. КОНСПЕКТ занятия в ДЕТСКОМ САДУ.
 

 

 

 

 

 

Другие статьи по сенсорному воспитанию

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех

(третий год жизни)

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств — величины и формы — из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.
Материал. 8—10 решеток с вкладышами (из расчета 1 комплект на ребенка). Комплекты решеток и вкладышей следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы.
Ход занятия. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель составляет две решетки вместе продольными сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой — 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом. Так, если крайними правыми окажутся малые квадраты, то левее будут находиться большие квадраты, верхними левыми будут малые круги и верхними правыми — большие круги.
Составив решетки вместе, воспитатель берет соответствующие вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо посмотреть внимательно: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом обводит разные отверстия, затем объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, воспитатель поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, он подчеркивает: «Эти окошки вот такие, они другой формы».
Подзывает к своему столу двух детей, предлагает им взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, затем маленькими вкладышами этой же формы предлагает закрыть соответствующие отверстия.
Постепенно к столу воспитателя по двое подходят остальные дети и также размещают вначале по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, на занятиях уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде. Процесс рассматривания вкладышей, затем отверстий решетки, их сопоставление, сравнение протекают быстро. Однако некоторые дети могут нуждаться в помощи воспитателя, направленной на организацию последовательного анализа свойств и качеств предметов.
После того как воспитатель объяснит задание и выяснит, как дети поняли его, он раздает материал для самостоятельной работы. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Более старших детей можно объединить с младшими, но решающей в данном случае является правильность выполнения предшествующих заданий. Успешно справляющихся с заданиями целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Пару, систематически допускавшую ошибки прежде, объединять вместе для выполнения следующих заданий не следует.
Объединив детей по двое, воспитатель должен обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы все задание один за двоих. Сажать детей за стол лучше всего таким образом, чтобы они находились не друг против друга, а за сторонами стола, расположенными под углом 90°.
Итак, двум детям предлагаются 2 решетки, составленные продольными сторонами с большими и маленькими круглыми и квадратными отверстиями. Решетки составляются таким образом, чтобы справа от каждого ребенка находились бы большие отверстия. По отношению к общей площади стола решетки образуют ромб. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к обоим детям.
Воспитатель предлагает одному из детей вначале закрывать все круглые отверстия, второму — только квадратные отверстия обоих размеров. Педагог показывает каждому ребенку вкладыши и часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши отбирают себе заданные вкладыши из общего материала, предназначенного для двоих. После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении, по часовой стрелке.
Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток на 90° этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.
Некоторые дети могут выполнить задание несколько хуже, чем обычно, не столько из-за усложнения задания, сколько из-за отвлекающих внимание действий партнера. Занятие длится 10—12 мин, проводится с детьми 1 раз.


Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

 


 

 

пирамидка