Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. КОНСПЕКТ занятия в ДЕТСКОМ САДУ.
 
 

 

 

Другие статьи по сенсорному воспитанию

Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

(второй год жизни)

Цель. Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.
Материал. Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4x4,4x4,4 см и шарик диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)
Ход занятия. Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: такое и такое. Последние слова совпадают с жестом, обводящим форму отверстий.
После этого; педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. Момент исчезновения шарика воспитатель сопровождает радостным восклицанием: «Нет шарика!», вызывая у ребят положительные эмоции. Затем показывает кубик, а дети находят соответствующее окно. При исчезновении кубика в квадратном отверстии педагог вместе с детьми выражает радость, удовольствие.
Поочередно дети сами опускают шарик в круглое отверстие. Перед тем как дать предмет в руки малышу, педагог спрашивает, в какое отверстие поместится шарик. Для самостоятельной работы каждый ребенок получает коробку с отверстиями и предметы для проталкивания. Коробка перед малышом размещается таким образом, чтобы справа от него находилось круглое отверстие, поскольку в правую руку детям сначала дается шарик.
Учитывая, что большинство детей действуют правой рукой и опускают предмет в ближайшее крайнее отверстие, можно предположить, что все малыши выполнят это действие правильно. Такое легкое задание необходимо для создания эмоционально-положительного отношения к занятию.
Затем воспитатель дает кубик, и дети могут попытаться опустить его в круглое отверстие, но убедившись в том, что он туда не проходит, малыш по предложению взрослого проталкивает кубик в квадратное окошко. Если ребенок не находит нужный ракурс, воспитатель помогает, обхватывая своей рукой его руку и придавая ей соответствующее положение. Таким образом кубик проталкивается в гнездо заданной формы.
На одном занятии дети могут выполнить задание 2—3 раза. При повторении задания изменяется положение коробки: круглое отверстие размещается слева, и ребенку опять дается шарик. За счет этого задание усложняется.
Если дети ошибаются в примеривании предметов к отверстиям, то взрослый спокойно объясняет, что это не то окошко, надо найти другое.
Постепенно дети научатся предварительно примеривать каждый предмет к отверстиям, уже не пытаясь непременно его втолкнуть в первое попавшееся окно. Дальнейшее совершенствование действий заключается в том, что ребята без предварительного примеривания, только на глаз, будут определять идентичность формы предметов и отверстий.
Считается, что ребенок успешно выполнил задание, если он справился со всеми вариантами положения коробки.
Занятие проводится с детьми старше 1 г. дважды. На занятии присутствуют одновременно 3—4 ребенка.
Для закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности детям дают дидактические пособия, которые использовались на занятиях. При отборе материала педагог руководствуется проявлением интереса детей к данным игрушкам. Продолжительность занятия 5—8 мин.


Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.


Другие статьи по сенсорному воспитанию

 


пирамидка