Конспект комплексного познавательного занятия «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе
 

 

Конспект    комплексного познавательного занятия «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе

 

Продолжительность занятия: 20 минут.

  Программное содержание:

1.     Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

2.     Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3.     Продолжать формировать познавательно-речевую активность детей по средствам элементарного экспериментирования и познавательного диалога взрослого и ребенка.

4.      Развивать любознательность и стремление изучать природу  Земли, живых обитателей.

5.     Развивать логическое мышление.

 

Материалы и оборудование:

1.     Глобус.

2.     Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера.

3.     Иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик -семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе).

4.     Таз с водой, детский крем, бумажные салфетки по количеству детей;

5.     Кроссворд.

6.     Магнитофон, фонограмма.

7.     Мультимедийная установка.

Литературный ряд: загадки о животных Севера, стихотворение Ю. Шестопалова «Северное сияние».

  Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Вос-ль: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя... И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты! (рассматривание картинок разных природных зон). Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны.   Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева "Цветик-семицветик" (показывает цветик-семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.

- Как вы думаете, почему?

Дети: Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

2. Путешествие на Северный полюс.

Вос-ль: Вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Вос-ль: Давайте мы с вами  отправимся в путешествие и узнаем,  что же  такое - Северный полюс.  А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы считаете, какого цвета нужно выбрать лепесток?

Дети: Белого.

Вос-ль: Правильно, а почему вы так думаете? 

Дети: Потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли, ведь вокруг снег и лед.

Вос-ль: Давайте попробуем отыскать Северный полюс на глобусе.

Вос-ль: Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Худ. слово:

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Звучит фонограмма северного ветра, вьюги.

Вос-ль: Послушайте, что это?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: А вы знаете, какая погода здесь на Севере?

Дети: морозная, студеная, холодная, суровая, лютая, вьюжная.

Вос-ль: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.

В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

3. Полярное (северное) сияние.

Дети рассматривают северное сияние через слайд-шоу.

Худ. Слово:               Что за чудо - чудеса:

                            Загорелись небеса!

                            Ой, горит, пылает пламя

                            Над сверкающими льдами!

                            Никого за тучей нет,

                            Не пекут там хлеба.

                            Это свет,

                            Холодный свет

                            Северного неба.                                   (Ю. Шестопалов)

 

Вос-ль: Вы знаете, что это за явление природы?

Дети: Северное сияние.

Вос-ль: Какое оно?

Дети: яркое, огненное, сияющее, сверкающее, разноцветное.

Вос-ль: На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Иногда появляются длинные мерцающие полосы, затем на Землю из космоса словно обрушивается гигантский каскад света. Какими красками, огнями оно переливается?

Дети: Бледно-зеленый цвет, фиолетовый, красный, розовый.

Вос-ль: С чем можно сравнить?

Дети: Свет фонарика, фейерверк, радуга.

Вос-ль: У нас на Урале такое явление встречается?

Дети: нет.

Вос-ль: Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас на Урале.

4. Животные Северного полюса.

Вос-ль: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, какие?

Дети: Белые медведи, северные олени, тюлени, моржи.

Вос-ль: Почему все эти животные не мерзнут в такую лютую стужу?

Дети: У них есть теплый мех.

Вос-ль: А как же тюлени, моржи? Посмотрите, ведь у них нет теплой шубы.

Дети: Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.

(Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).

Вос-ль: А чем же питаются моржи и тюлени?

Дети: Рыбой, которой много в тех местах.

Вос-ль: А кто еще любит рыбу?

Дети: Птицы.

Вос-ль: На острова в летнее время слетается множество птиц:
кайры, гагары. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких
рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.

В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?

Дети: Это белый медведь.  

Вос-ль: Вы знаете, что мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – прозрачная, а вот кожа у него – черная.

Вос-ль: Ребята, а белый медведь впадает в спячку?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке.

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

Дети: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

5. Исследовательский эксперимент.

Вос-ль: Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?

 Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Вы хотите узнать, как же это происходит? Давайте пройдем с вами в исследовательскую лабораторию проведем опыт.

Опыт: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?

Дети: Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.

Вос-ль.: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?

Дети: эта вода превратиться  в корочку льда.

Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Дети: Капли  воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Вос-ль: Вот и белый медведь не покрываются льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром).  У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Вос-ль: Почему белый медведь не покрывается льдом?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: А кто еще из животных использует эту хитрость?

Дети: Водоплавающие птицы.

Вос-ль: Подумайте, где человек использует явление несмачивания?

Дети: Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

6. Заключительная часть - кроссворд.

Вос-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами сегодня побывали…

Дети: На Северном полюсе.

Вос-ль: Давайте попробуем разгадать кроссворд и вспомнить, какие животные там обитают.  В нем зашифровано ключевое слово, нам нужно  его найти. Ну что, готовы?

1.     Белый – белый, словно снег,

       У него пушистый мех.

       Кто узнает – молодец,

       Как зовут его - ….. (песец).

2.      Говорите, я лохматый?

        Мне причесываться лень?

        Не лохматый, а рогатый,

        И зовут меня ……(олень).

3.      Мой бурый брат в лесу живет,

        И любит он пчелиный мед,

        А я живу на льдине

        И белый я как иней.            (медведь)

          4.  Головка и хвост, вместо лап – плавники,

              Ленив он на льду и проворен в водице,

              Детишек его называют «бельки»,          

              Скажи, что за зверь возле льдины резвиться?   (тюлень)

       5.  Они на холоде лежат,

        Но от стужи не дрожат.

        Пусть ветер и вода свежи,

        Но на пляж идут…..     (моржи).

Вос-ль: Ребята, смотрите, что за слово у нас получилось? (Север).

Кто сможет прочесть? (если нет, слово читает воспитатель, либо дети называют по буквам).

Вос-ль: Какова же природа севера. Чем климат  Севера похож на русскую зиму.

Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.

Байрамукова Анна Николаевна

Заместитель заведующего по учебно-методической работе,

первой категории.

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 337 г. Челябинск