Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественное творчество». Тема: «Пир на весь мир»
 

 

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема: «Пир на весь мир»

 

Программное содержание:  продолжить знакомство детей с разными видами  

народного декоративно–прикладного искусства, в частности с золотой хохломой;

         -учить детей замечать художественные элементы, определяющие специфику хохломы, назначение предметов, колорит, узор;

          -продолжать учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрины, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи;

          -развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

          -развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции;

          -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудиться и заниматься сообща, формировать умение договариваться и помогать друг другу;

        - продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа;

        -формировать бережное отношение к ней и уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа:

         Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах, рассматривание хохломских изделий и беседа о них.     

        Рассматривание альбома «Золотая хохлома» и рисование элементов хохломской росписи.

     Оборудование: образцы хохломской посуды, скатерть, бумажные силуэты посуды, гуашь, кисти, тычки, баночки с водой, салфетки, самовар с хохломской росписью и баранки.

Содержание организованной деятельности.

Перед занятием воспитатель выставляет на столе предметы с хохломской росписью и приглашает детей полюбоваться ими.

       Вступительная беседа воспитателя о промысле изделий с хохломской росписью.

       Воспитатель: В нижегородской области есть село хохлома, где с давних – давних времен всему миру известные ярмарки. На этих ярмарках продавали деревянную посуду и ложки. И это дало название целому промыслу. Село называется Xохлома, и посуда, которая здесь изготовляется, тоже называется «хохломой». Вот уже много – много лет умельцы делают здесь деревянные чаши, блюда, ковши, ложки. В  наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов, а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

       Все предметы,  сделанные народными мастерами, очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева, затем покрывают слоем жидкой глины, подсушивают, затем пропитывают льняным маслом. А в конце покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами, затем покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в  шкафах – печах. После нагревания в печи изделия приобретают неповторимый  золотой блеск, из– за которого все изделия называют «золотой хохломой». Золотая,  потому что все предметы блестят как золото.

        Воспитатель показывает варианты расписной хохломской посуды (реальная посуда или рисунки).

      Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие краски используют мастера для украшения хохломских изделий?

      Дети: «Красный, черный, зеленый, коричневый и желтый».

      Воспитатель: «Правильно ребята, мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном. А какими же узорами мастера украшают свои изделия?»

      Дети: «Веточки, кустики, ягодки, цветы».

      Воспитатель: «Конечно, любимые узоры мастеров хохломской росписи это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «травкой».

      Иногда мастера рисуют травку, так, будто все листочки и травинки превратились в завитки «кудрины» (от слова кудри, кудрявая)».

      Воспитатель показывает детям основу будущей посуды и ложек, поясняет, что они сами будут украшать эти изделия, хохломской росписью, как настоящие «хохломские мастера».

     Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем составить несколько узоров из элементов  хохломской росписи на плоскостных образцах посуды: тарелка, бочонок, кружка.

      Воспитатель вызывает  двух – трех детей, которые составляют образцы узоров. Повторяют,  из каких элементов дети собрали свои композиции.

      Воспитатель: А теперь каждый из вас попробует себя в роли мастера по хохломской росписи и придумает узоры, а затем распишет посуду.

      В конце занятия проводится выставка хохломских изделий. Дети любуются изделиями, звучит песня в исполнении детей «Хохлома», исполняется танец ложкари.

     Вокруг самовара выставляем расписанные плоскостные фигуры посуды и приглашаем детей на чаепитие с баранками.    

 

Гамова Ирина Валентиновна

воспитатель II квалификационной категории

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»