Как воспитать вашего ребенка счастливым.
 

 

Как воспитать вашего ребенка счастливым.    

Формула человеческого счастья: люби своих детей и будет тебе высшей наградой их любовь. 

Пословицы разных народов: 

«Что посеяно отцами — пожнут сыновья» (Азербайджанская пословица)

«От  плохого семени — плохой плод» (Таджикская пословица)

«Переученный  хуже недоученного» (Русская пословица)

«Дочка ягоды ела, а у матери оскомина» (Русская пословица)  

    Когда мы говорим о счастье своих детей, то неизбежно опираемся на традиции и представления, которые живут в нас, взрослых. Они, естественно, определяют собственные взгляды на счастье каждого из нас.

    Хотите воспитать своих детей счастливыми и здоровыми — не спешите следовать новомодным педагогическим теориям, целиком положитесь на здравый смысл и природу.

    Одни, что бы сделать ребенка счастливым, заботятся о его всестороннем развитии, тратят время и силы на поиски лучших учителей, что бы занять сына или дочь музыкой, фигурным катанием, научить иностранному языку, увлечь искусством. Другие, что бы сделать ребенка счастливым, пекутся о его самочувствии. Установки этих родителей: пусть играет, сколько хочет, развивается согласно своим наклонностям, поступает как ему вздумается. И впервые годы такой стиль воспитания необъяснимо притягателен: ребенок свободен, раскован, остер на слово, предприимчив. А через какое-то время вседозволенность порождает своенравие. Самостоятельность, не озаренная светом разумности, не подкрепленная потребностью совершать добрые поступки, выводят подростка на опасную грань потребительства. В нем разжигает страсть достижения любых целей любыми средствами.

    Вопрос: так что же, и так плохо, и эдак нехорошо? Выходит, всестороннее развитие противоречит гармоничному воспитанию? Отнюдь. Но гармоничное воспитание должно вестись гармоничными средствами. Основа основ этих средств — бережный подход к растущему человеку, то есть умение взрослых «переключиться» на трепетность детского мировосприятия, приближаться к подлинности детской души. Что это значит? Заметьте, стоит  вам сказать малышу: «Вот видишь, ты ударил куклу, а она и заплакала», как ребенок сразу же «видит» слезинку у резинового человечка, «слышит» всхлипывание игрушечного товарища. Такого рода восприятие закон детской жизни. Соблюсти меру в воспитании практичности и чувствительности, способности переносить трудности и душевной щедрости, силы воли и доброго отношения к людям — без всего этого не сформирует творца,   доброго человека. Конечно, вопросы сложные. Как подойти к ним? С чего начать? С заботы о здоровье или занятий искусством, с учения или самообслуживания? Но с чего бы вы не начали, важно, что бы трудовое усилие соединялось с нравственными началами, что бы любое занятие ребенка вело к формированию человечности.

    Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в открытых высказываниях в глаза. А.С. Макаренко определял честность как « открытое, искреннее отношение». Для малыша характерна высокая восприимчивость взрослых, вера в их непогрешимость, стремление подражать им. Искренне ли они в отношении друг с другом, честно ли относятся к своим обязанностям, к труду, к общественному долгу — все это имеет исключительное значение для ребенка, что значит быть честным и правдивым в отношениях со взрослыми и сверстниками.

    Детство - особое психологическое состояние. Оно — синоним творчества и энергии. Если вы хотите, что бы сын или дочь немедленно пошли за вами, перестройтесь таким образом, что бы  состояние самых лучших минут вашего собственного детства вспыхнуло вдруг и озарило вас и детей. Если вам удалось пробудить первые признаки неодолимой полезной детской потребности, думайте над этим, как поддержать радостное стремление ребенка работать – самое ценное из человеческих стремлений.

    Большой знаток людской психологии Ф.М. Достоевский, устами Алеши Карамзина сказал: « Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое ни будь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Какое ни будь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Заботясь о счастье ребенка, надо поставить перед собой в качестве не последней цели, что бы таких счастливых минут в детстве было как можно больше. Все это не так просто. Практическая «Философия жизни» порой оказывается сильнее научных доводов. «Нам в детстве жилось нелегко» - рассуждают некоторые родители, - «пусть наши дети не знают перенесенных нами трудностей». «Пусть они растут счастливыми». Смысл этих суждений прост: хорошо кормить, хорошо одевать. Ни в чем не отказывать. И такая установка на счастье нередко оборачивается бедой и для взрослых и для детей.

    Наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым. Если счастье – это переживание полноты жизни, постоянный подъем творческой энергии, связанный с раскрытием духовных и физических сил ребенка, то гармоничное воспитание гармоничными средствами может и должно научить человека стать счастливым. Счастье – является нравственной категорией. Ведь жизненный подъем детской энергии является генератором творческой среды. Как это понимать? Когда детские глаза светятся умом, любовью, щедростью. Не случайно Макаренко называл счастье высшей нравственной обязанностью человека, подчеркивал, что оно разрешается на стыке двух величин: личности и коллектива. Значит, счастье – это и обязанность.

    Разве не трудности закаляют человека? Воспитание ставит своей целью научить достойному преодолению трудностей и преград. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческое желание вашего ребенка быть хорошим. Зароните в душу ребенка хотя бы крохотную, но жгучую потребность в полезной деятельности – только в этом случае детское самосовершенствование может стать неодолимым желанием.  

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника».
  2. Ю.П. Азаров «Семейная педагогика».
  3. З.П. Васильева «Мудрые заповеди народной педагогике».
  4. С.Перымак Дж. Крамер перевод с англ. Т.Н. Цыплакова «Как воспитать детей счастливыми», серия «Моя семья».

 

Белоенко Надежда Николаевна,

воспитатель

ГБДОУ Детский сад № 27  комбинированного вида, Красносельского района, г. Санкт-Петербурга