Консультация для родителей на тему: «Роль музыки в развитии личности ребенка».
 

 

Консультация  для родителей на тему: «Роль музыки в развитии личности ребенка».

 

Музыка  всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью — развитым музыкальным слухом.

Результаты  психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у  детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, но и стимулирует общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

Уже для того, чтобы  ребенок, прослушав  музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог хотя бы приблизительно сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывно сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит на картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается  различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит  фантазию ребенка. Он создает в своем  воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает своей фантазией.

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое  содержание в его  внутренний мир. В  процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, это уже «напряженное внимание, значит, и умственный труд, умовоззрение», пишет Б. В. Асафьев.

В музыкальном опыте  зарождается и  получает свое развитие музыкально-образное мышление, т. е. способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков (мелодию), их комплексов (тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения и т.д. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом. Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

Образы  музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы принимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждому истинному художнику присуща способность, особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог бы быть творцом.

Сложным, мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам  и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т. д.). Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области дети начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.

В современной  педагогике придается большое значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта.

Роль  музыкального воспитания в формировании морального облика детей также значительна. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми. Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудовые поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости, любви к труду.

Условия современности — урбанизация, развитие техники — вызывают недооценку, и даже пренебрежение вопросами эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведет к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и в итоге — к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы.

В ходе музыкального воспитания выступают  нераздельно и взаимозависимо процессы сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, которые отражаются и на исполнительской деятельности детей в пении, играх, плясках. В музыкальном воспитании интеллектуальная деятельность гармонично сочетается с эмоциональными переживаниями. Благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка.

Лапшина Светлана Владимировна
музыкальный  руководитель
 1-ой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №35 “Соловушка”
г. Набережные Челны Татарстан