Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий
 

 

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий

         Согласно ФГТ непосредственная образовательная деятельность включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей,  по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому.

Задачи: Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).

Учить детей понимать образное содержание сказки.

      Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

      Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных.

     Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

     Развивать творческие способности.

     Воспитывать желание и умение заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Гуси –лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.

Материалы и оборудование: Колобок с узелком,  иллюстрации к сказке,  корзинка с муляжами яблок, коробка с заготовками для аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель одет в костюм сказочницы:- Здравствуйте ребята. Я Василиса-сказочница. А вы любите сказки?

Я приглашаю вас в страну сказок

(фонограмма «В гостях у сказки »- минусовка. На ширме появляется Колобок)

Колобок:- Здравствуйте ребята!

Я Колобок румяный бок.

С печки на тропинку скок,

От дедушки и бабушки укатился без оглядки.

По дороге я узнал новые загадки.

А отгадать их не могу. Помогите мне ребятки отгадать загадки, и разобраться из какой, народной сказки эти герои. Кто первый догадается, получит медаль.

Воспитатель: Ребята поможем Колобку.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

Красное и сладкое с дерева достану я.

Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей …..(ответ детей)

Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит.

В темном лесе есть избушка,

А в избушке той старушка.

В ступе летает, помелом следы заметает.

Вы догадались, из какой сказки эти герои?

Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной?

Воспитатель: Правильно эту сказку придумал русский народ. Какие еще русские народные сказки вы знаете?

Упражнение « Слушаем внимательно».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какое  еще  задание приготовил  Колобок; он хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди».

А сейчас мы поиграем. Игра называется «Слушай внимательно». Я буду говорить фразы из сказки, если правильно то будете отвечать хором «Да,да,да», если есть ошибка, то скажите хором «Нет,нет,нет».

- Уехали отец с матерью в город, а Машу с Ванечкой оставили дома. (Да, да, да).

- Оставил Ваня Машеньку дома, а сам с друзьями убежал гулять (нет, нет, нет)

- Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).

- Печка Маше помогла, пирожками накормила (Да, да, да).

- Яблонька Маше помогла - яблоками её закидала. (Нет, нет, нет).

- Маша речке помогла – киселя наелась. (Да, да, да)

- Маша ежику помогла в дремучий лес к избушке на курьих ножках привела. (Нет, нет, нет).

- Видит, Маша, Ваня на лавочке сидит и играет с наливными яблочками. (Да, да, да).

- Маше с Ванюшкой помогали прятаться от гусей-лебедей яблонька, речка, ежик и Баба Яга. (Нет, нет, нет).

- Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы Колобка ответили правильно.

Упражнение «Назови ласково»

(Образование имен прилагательных от имен существительных).

Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю васв путешествие по нашей сказке (фонограмма «По дороге с облаками»).

По сказке весело шагаем.

Ножки дружно поднимаем.

Дети походным маршем идут за Василисой.

подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация «Печка»

Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке? (печка)

Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с печкой.

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?

Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с малиной, его называют малиновым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, рыбой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог, рыбный пирог.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним,скем дальше повстречалась Машенька?

Дети: С яблоней.

Гимнастика для глаз «Гуси высоко летят»

     Ребята, представьте, что указательный палец это гусь. Гусь  летает вверх вниз, влево, вправо. Следите глазками за «гусем», головку не поворачиваем, посмотрите, как делаю я. Воспитатель предлагает детям встать в полукруг.(3 раза)

                                           «Гуси высоко летят, на детей они глядят».

 Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки.

Упражнение «Расскажи про яблоко» (Подбор синонимов).

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Дети, посмотрите, яблонька подарила нам корзинкуяблок. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель: А одно яблоко вы как назовете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке?

Дети: Речка.

Дыхательная гимнастика «Переплывем мы речку».

(фонограмма «Дунайские волны»)

Воспитатель:  Речка глубокая, а нам надо перебраться на другой бережок. Давайте представим, что мы плывем по нашей сказочной речке. (Руки согнутые в локтях поднять к груди делая глубокий вдох, разводя руки в стороны делаем глубокий протяжный выдох.) 5 раз

Василиса с детьми подходим к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки, из сказки.

Упражнение « Почему так говорят».

Воспитатель: Ребята поздоровайтесь ласково с речкой.

Дети: Здравствуй, реченька! (при необходимости индивидуально проговаривать слова).

Воспитатель: Ребята, эта речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, понимаете сказочное выражение «молочная река – кисельные берега?»

Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?

Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.

Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

Физкультминутка.

Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья пошелестим листочками, покачаем веточками (дыхание произвольное).

          Вот полянка, а вокруг       (широким жестом развести руки в стороны)

 Деревья выстроились в круг.

          Деревья кронами шумят    (руки поднять вверх и покачать ими из                                              стороны в сторону)

           Ветры в их листве   гудят

           Вниз верхушки пригибают

          И качают,их качают.                                                                                                                                                        

( наклонившись вперед, покачать туловищем  из стороны, в сторону)

Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес, но посмотрите что это. Василиса подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки.

Упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это?   (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Она молодая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Она красивая?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу Ягу назовем ласково, она обязательно  станет доброй. Как можно назвать Бабу Ягу ласково?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга стала доброй и ласковой после ваших слов. А что это такое? Да это подарок от Бабы Яги (открывает коробку, рассматриваем заготовки) (персонажи сказки, игрушки, животные). Дети отбирают необходимые заготовки, составляют аппликацию.

Коллективная аппликация «Гуси лебеди».

(фонограмма «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы и поэтому все получили медали. И не важно, что у кого-то одна медаль, а кого-то больше.

Победила дружба.

Список использованной литературы:

1.Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.-448 с.

2.Нищева Н. В. Любимые сказки. Гуси – лебеди. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», Москва: «Творческий центр СФЕРА» 2007

3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Москва: Издательство «Детская литература» 1977

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.

Карпелёва Маргарита Александровна

воспитатель первой  квалификационной категории,

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12» с. Вострецово  Красноармейский район Приморский край