Семинар-практикум для родителей детей группы раннего возраста
 

 

Поиграем, пошалим!

Семинар-практикум для родителей детей группы раннего возраста

 

Родители приглашаются в музыкальный зал, рассаживаются за столом.

 

Музыкальный руководитель. Уважаемые мамы! Самое лучшее, что вы можете дать своему малы­шу — это внимание. Время, которое вы проводите с малышом вместе, читая книжки, слушая музыку или просто разговаривая обо всем на свете, — ваш луч­ший друг. Вы и ребенок становитесь ближе и родней во время такого общения. А еще вы можете научить своего малыша многим интересным вещам, сделать его чуть-чуть умнее и способнее, и все это во время ве­селых и радостных совместных игр. Музыкальные способности тоже лучше всего развиваются у детей в процессе игры. Пусть ваши игры-занятия будут сов­сем короткими, но они обязательно должны быть ув­лекательными и для ребенка, и для вас.

Пойте, танцуйте, пробуйте играть на детских музы­кальных инструментах — и музыка станет для вашего малыша понятной и родной.

Для того чтобы музыкальные способности малыша гармонично развивались, маме совсем не нужно иметь специальное музыкальное образование. Прос­то как можно больше играйте и пойте для своего ма­лыша и делайте все это вместе с ним.

И сегодня я научу вас нескольким интересным и увлекательным играм. Итак, начинаем!

 

1.    Мама-медведица и медвежонок

- Предложите малышу представить себя маленьким медвежонком, а вас — мамой-медведицей. У вас долж­но быть два колокольчика: один побольше — для ре­бенка, другой поменьше — для вас. Объясните малы­шу, что сейчас ночь и мама-медведица со своим медвежонком уснули. Вы сидите, закрыв глаза, и напе­ваете какую-нибудь колыбельную. А потом будите ма­лыша — звените большим колокольчиком. Малыш, открыв глаза, звенит в ответ маленьким. (Музыкальный руководитель дает в руки одной из мам любую мягкую игрушку и колокольчик. Игра проводится с двумя-тремя мамами.)

2. Птички-невелички

- Нарисуйте и вырежьте из бумаги две птички — большую и маленькую. Вначале покажите малышу, как поет большая птичка (сыграйте на ме­таллофоне ноту до первой октавы), потом — как поет, отгадать, какая птичка поет, по очереди играя до пер­вой и второй октавы. Малыш выбирает и показывает нужную птичку. Когда он станет постарше, попробуй­те усложнить игру: вы показываете птичку, а ребенок играет на инструменте звук нужной высоты. (Пробуют несколько раз.)

 

3.    Угадай, кто это?

- Для этой игры вам понадобятся лесенка из трех ступе­нек и изображения медведя, зайчика, птички и других животных. (Музыкальный руководитель выставляет необходимое оборудование.) Вы изображаете голосом шаги мед­ведя (медленные и тяжелые в нижнем регистре), зайчика (в среднем регистре) и пение птички (верхний регистр). Малыш отгадывает, кого вы изобразили, и выкла­дывает изображение зверей на лесенку: медведя на нижнюю ступеньку, зайца — на среднюю, а птичку — на верхнюю ступеньку. (Педагог играет с несколькими мамами.)

 

4.    Какой колокольчик поет?

- Для игры необходим металлофон и три карточки, на которых изображены разноцветные колокольчики: большой красный, зеленый поменьше и желтый — самый маленький. (Педагог демонстрирует родителям карточки.) В начале игры вы зна­комите малыша с тем, как звучит каждый колоколь­чик. Красный — низко (играете ноту до первой окта­вы), зеленый — чуть выше (играете ноту соль первой октавы), а желтый — еще выше (нота до второй окта­вы). Затем предлагаете ребенку угадать, какой коло­кольчик сейчас звучит. Вы играете любой из этих зву­ков, а малыш достает подходящую карточку. (Вначале музыкальный руководитель исполняет роль ведущей, а мамы – детей; затем ведущими становятся желающие мамы.)   

5. Звоночки

- Это игра учит малыша различать громкость звуча­ния. Вы читаете стишок, а ребенок в зависимости от текста звенит колокольчиком громко или тихо.

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Громче ты звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог.

Вместо колокольчика можно использовать погремушку.

(Игра проводится со всеми участниками семинара.)

 

 

6.    Ветер и ветерок

- Играя в эту игру, малыш развивает слуховое вни­мание, тембровый и динамический слух. Голосом ре­бенок изображает ветер, пропевая: «У-у-у!» Если в иг­ре произносится слово «ветер», он это делает громко, если «ветерок» — тихо. Малыш также учится усили­вать или ослаблять силу своего голоса.

(Педагог проводит игру с мамами.)

- «На полянке растет береза. Легкий ветерок колы­шет ее листики (Малыш шевелит пальчиками и ти­хонько поет.). Растет береза, тянется к солнышку (Поднимает руки вверх.). Но вот наступила осень, по­года испортилась, начался сильный ливень. Налетел грозный ветер, сорвал все листочки и разнес по все­му свету (Машет руками и громко поет). А когда на­ступила зима, опять прилетел ветерок. Он принес с собой снежинки и укрыл березку белым, пушистым одеялом».

- Любые варианты продолжения придумай­те сами.

 

Музыкальный руководитель. А теперь нам пора немного подвигаться. Вы ведь знаете, как вашим детям сложно усидеть на месте!

Педагог предлагает мамам встать в круг в центре зала.

 

                                                                                                           

7. Попрыгаем

- В ходе игры у малыша совершенствуется коорди­нация движений, свободная ориентация в простран­стве, развивается слуховое внимание и чувство ритма. Вы поете песенку, а малыш выполняет движения по тексту.

Педагог поет, мамы выполняют движения под песню.

(Мотив может быть произвольным.)


Прыгать буду я сейчас

На обеих ножках.

Прыгать буду на одной

И на другой немножко.

Скок сюда, скок туда

На обеих ножках.

Прыгать буду на одной

И на другой немножко.

То вперед, то назад

На обеих ножках.

Прыгать буду на одной

И на другой немножко.

А теперь я покружусь

На обеих ножках.

Прыгать буду на одной

И на другой немножко.


 


 

8. Паровозик

- Это игра, развивающая ощущение ритма. Возьмитесь с малышом друг за друга паровозиком и двигайтесь по комнате с различной скоростью в соответствии с дли­тельностями звуков.

Педагог проводит игру.

 


 

 

 

Музыкальный руководитель. Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вас заинтересовали эти маленькие, простые, но интересные и полезные для малышей игры. Думаю, каждая из вас с удовольствием применит их на практике.

 

Педагог раздает на руки мамам буклеты с описанием проведенных игр и методическими рекомендациями. Прощается.