Работа с педагогами. Психологическое кафе. Тема: «Методы и техники саморегуляции»
 

 

Работа с педагогами  

 Психологическое кафе  

Тема: «Методы и техники саморегуляции»

 

Цель:

  • развитие умения анализировать собственные эмоции, понимать и принимать эмоции других людей;
  • формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний;
  • создание в коллективе доброжелательной атмосферы; повысить степень доверия между членами коллектива, показать значимость индивидуальности в межличностном общении;
  • познакомить с этапами коммуникативного процесса и факторами, влияющими на продолжительность контакта; научить преодолевать барьеры общения.
  • показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс; научить анализировать   поведение в дискуссии; проанализировать взаимообусловленность манипуляций внутреннего состояния человека;
  • снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния
  • отработка навыков понимания себя и других ; взаимоотношений между людьми;
  • активизация процесса самопознания и самоактуализации;
  • расширение диапазона творческих возможностей.

 

 

1.1   Упр. «Я – уникальный»

1.2   Упр. «Игры со стыдом»

1.3   Игра «У меня плохое настроение»

1.4   Упр. «Стрессовая реактивность»

1.5   Упр. «1-2-3-4»

1.6   Упр. «Цветное дыхание»

1.7   Упр. «Термометр»

1.8   Упр. «Вулкан»

1.9   Арт – терапия

1.10Упр «Послание поэта»

1.11Рефлексия

 

Упр. «Я – уникальный»

На земле нет другого человека ,подобного вам, каждый человек неповторим.

Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Участники слева ,получив мяч, продолжают высказывание: « Я, как все…» ( выбирая одну из социальных позиций: дочь воспитатель ,мама и пр,.).Участники  справа ,выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание : «Я, не как все..»Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему представляется право выбора, какое высказывание продолжать.У всех есть какие –то общие качества, а есть уникальные, присущие только вам. Сегодня мы будем говорить о стрессах. Мы видим все мы разные ,но есть и что- то общее. Это же относится и к стрессовым переживаниям.

 

Упражнение «Игры со стыдом»

Цель : Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции; выявлять иррациональные установки, лежащие в основе некоторых негативных эмоций; понимать и принимать эмоции других людей.

Все участники сидят в кругу. Ведущий ставит в центр стул и говорит: «Нам необходимо выбрать одного человека, который сядет на этот стул ,и должен будет отвечать на вопросы. Вопросы будут трудными: и личностного, и интеллектуального характера. Каждый член группы тоже может задавать вопросы сидящему в центре. Отвечающий будет выбран случайным образом: каждый получит конверт. Все конверты будут пустыми, за исключением одного, в который будет вложен листок белой бумаги ( ведущий показывает листок, который на глазах у всех вкладывает в конверт , и перемешивает все конверты) Тот, в чьем конверте окажется лист, и будет сидеть на этом стуле в центре. Но для того ,чтобы он вышел, нужно ,чтобы остальные его вычислили. Участвовать в «вычислении»   может каждый, и тот, у кого действительно оказался лист.

Участники вытягивают один из предложенных конвертов, в КАЖДЫЙ из которых заранее вложен лист. Таким образом, каждый думает, что именно он – « выбранный»

Ведущий: «Постарайтесь не подавать виду, что лист именно у вас. Сейчас каждый назовет потенциального водящего и обязательно обоснует свой выбор»

После того, как каждый участник выскажет свое предположение, ведущий просит ПОДНЯТЬ РУКУ ТОГО,У КОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЖИТ ЛИСТОК.

Вопросы :

Что вы чувствовали ,когда выбирали конверт?

Что почувствовали ,когда увидели листок в вашем конверте?

В какой реальной жизненной ситуации у вас возникает подобное чувство?

Заметили ли вы признаки тревоги у себя?

Как вы думаете, в связи с чем возникло это чувство?

 

 Вы попали  сейчас в мини – стрессовую ситуацию.  Подобно происходит и в жизни. Но если это одномоментно, то организм быстро сам справляется с ситуацией. А если нервно –психическая напряженность ,неуверенность в себе, повышенная тревожность  продолжается изо дня в день это приводит к стрессам и депрессиям. И если профессиональные стрессы воздействуют в течение длительного времени, то возникает синдром эмоционального выгорания , «профессиональная деформация.».П.Д –это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на проф.деятельность и психологическую структуру личности. Этот стресс  является важной  проблемой для одной трети работающих в странах Евросоюза.  Среди профессий ,наиболее часто встречаются: педагоги, врачи, социальные работники. Так же он опасен и для окружающих  - работающих или живущих рядом с человеком «эмоц.выгоревшим».Как это происходит? Давайте посмотрим.

Игра «У меня плохое настроение»

Каждый вытягивает карточку с  улыбающимися смайликами ,одна с – грустной. Тот ,кто вытянет ее  - обладатель «эмоционального выгорания» ( далее «э.в»).Всем нужно друг с другом поздороваться, но «э.в» всех «заражает»- незаметно при рукопожатии проводит пальцем по ладони  с ним здоровающегося.,  теперь и тот уже «заражен» и производит аналогичные действия  с остальными ,«заражая» и их..

В этой игре можно видеть ,что достаточно одного человека, чтобы  испортить настроение всем рядом находящимся., особо если они не умеют регулировать свое эмоциональное состояние.

Сегодня мы попытаемся научиться регулировать свое эмоциональное состояние и отдохнем.

Для начала проведем эксперимент

Упр «Стрессовая реактивность»

Цель: демонстрация участникам влияния наших мыслей и образов на частоту сердцебиения.

Работают в парах .

1.Измеряют пульс за 30 сек (испытуемый и экспериментатор)

2 Теперь испытуемые закрывают глаза и вспоминают очень неприятную историю ( что видели? слышали? чувствовали .) Постараться вспомнить стрессовую ситуацию во всех мелочах. Вспоминают около 1 мин. Затем опять испытуемому измеряют пульс за 30 сек.

3 Далее испытуемому говорят: «Сядь ,пожалуйста ,поудобнее. Расслабься. Следи за своим дыханием. Вспомни  приятную ситуацию. Погрузись в нее. Почувствуй спокойствие и расслабленность. Вспоминают около 1 мин.Измеряют  пульс за 30 сек.

Все измерения записывают.

Участники меняются ролями.

Зачитывают записи – они наглядно показывают, что изменения происходят только благодаря нашему представлению стрессовой ситуации.

Итак, у стресса физиологическая природа.

Что же с этим делать- дыхание – основа всех методов релаксации. При стрессе дыхание становится поверхностным, в результате сердце и легкие работают под напряжением. Научившись регулировать дыхание, мы получим возможность управлять своим эмоциональным состоянием.(нижнее и полное) (сначала потянуться)

Упр. «1-2-3-4»

  • на счет 1-4 вдох
  • задержать дыхание1-4
  • выдох 1-4

 

Упр « Цветное дыхание»

Определите для себя, какого цвета для вас  спокойствие.

Вдыхаем «спокойствие». 1-2 мин.  А тревога, беспокойство? Выдыхаем «тревогу »

Эта техника совмещает  дыхание ,как способ саморегуляции, и визуализацию- один из способов саморегуляции и оздоровления

 

Визуализация (представление образов) .Для эффективного использования данного метода важно иметь развитое воображение и уметь управлять своими зрительными образами.

Сначала потренируемся

Упр. «Термометр»

Цель: Развитие навыков визуализации и концентрации внимания

Работа в парах.

Этап 1.Один участник закрывает глаза и пытается ,используя визуализацию, вызвать ощущение тепла в своей руке. Когда ощущение тепла становится, с точки зрения участника, действительно ощутимым, он кладет свои руки в ладони другого участника. Задача второго определить, какая рука более теплая.

Этап 2 – вызвать ощущение  тяжести.

Смена ролей в парах.

Упр. «Вулкан»

Цель: освоение техники саморегуляции при переживании гнева и агрессии.

Инструкция: «Представьте ваш сильный гнев, который находится внутри высокой горы. Гнева становится все больше и больше, и вот он прорывается наружу. Начинается извержение вулкана. Мы представляем себе как грязь, лава, искры и огонь выносят из нас разрушительную энергию гнева. Мы внимательно наблюдаем за этим процессом. «Извержение» продолжается до тех пор, пока энергия гнева не выйдет вся наружу. Теперь мы чувствуем себя свободно. «Извержение»  прекращается все затихает, и начинается дождь. Дождь превращается в ливень, охлаждая кратер вулкана. Теперь мы подходим к горе, поднимаемся на вершину и заглядываем в кратер. Что там, в глубине?»…пауза «Мы видим там дно, засыпанное серым грунтом, а может небольшое темное озеро..».Что вы увидели на дне вулкана?

 

Техник саморегуляций различных много. Главное понять, что они могут не принести эффекта сразу ,нужно потренироваться . И выбрать ту ,которая подходит больше вам (раздаточный материал)

Часто нам помогают, на первый взгляд, обычные вещи: размышления о хорошем и приятном, общение с приятными людьми, чтение книг и журналов, любимая музыка, танцы смех, улыбка, похвала ,комплимент, массаж,  рисование.

Арт – терапия с музыкотерапией

Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.

 Упр. «Послание поэта»

В конце нашего кафе обратимся к творчеству. Самые известные поэты ,дадут вам напутствие, как жить дальше. Если верить  , что ничего не бывает случайного, то каждый вытянет именно то напутствие, которое ему необходимо ( приложение 1)

( зачитывают)

Рефлексия

 

Педагог-психолог  НДОУ № 226

Клочихина Оксана Владимировна

г. Северобайкальск