Использование на физкультурных занятиях с детьми упражнений по реализации первичных движений – рефлексов на основе сенсомоторных координаций.
 

 

 

Использование на физкультурных занятиях с детьми  упражнений по реализации первичных движений – рефлексов на основе сенсомоторных координаций.

В своей работе по укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников мы используем элементы двигательных программ, которые наряду с развитием двигательных качеств и навыков, содействуют развитию нервной системы и организма ребенка в целом, реализации сенсомоторного развития детей с помощью средств физического воспитания. Развитие ребенка определяется зрелостью нервной системы. Этапы созревания мозга проходят в определенной последовательности и должны быть правильно завершены. Основные виды движений в предлагаемом конспекте занятия  направлены на отработку рефлекса «избегания», который появляется еще во внутриутробном периоде жизни.  Если он не будет отработан у ребенка, возможно, останутся неадекватные реакции на прикосновения, неожиданные звуки, неуверенность при тактильном обследовании предметов и др. Также возможна гиперчувствительность к сенсорной нагрузке, что может привести к физическим и психологическим нарушениям. С целью снятия подобных состояний на занятиях проводится многократная неожиданная легкая сенсорная стимуляция для формирования адекватной реакции организма на раздражители. Рефлекс избегания – второй рефлекс в развитии нервной системы ребенка – играет важную роль в формировании реакции испуга и становлении вестибулярного аппарата.

Особое значение использование элементов двигательных программ имеет для работы с детьми с нарушениями речи. Также в физкультурные и музыкальные занятия с детьми логопедической группы мы постоянно включаем упражнения на развитие общей и мелкой моторики, развитие правильного дыхания, развитие звуковой культуры речи.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Программное содержание.

- Закреплять умение в ходьбе и беге соблюдать заданный темп.

- Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, выполнять движения ритмично, в указанном темпе.

- Развивать тактильные, слуховые и вестибулярные анализаторы. Отработать рефлекс «избегания». Развивать координацию движений.

- Воздействовать на рефлекторные зоны стопы в целях активизации работы всего организма.

- Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня вас ждет увлекательное путешествие. Мы будем заниматься с разными предметами, проходить необычную полосу препятствий, полную сюрпризов, и играть.

Вводная часть. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, с высоким подниманием колен. Легкий бег. Построение полукругом.

Вокально – двигательные упражнения.

1. Интенсивное дыхание, с опорой на выдох, с громким произношением «ф-ф-ф-ф…». И.п. стоя прямо, руки положить на живот, чтобы почувствовать движение мышц.

Вдох. Интонирование в максимально низком регистре звука «у-у» на протяжении одного выдоха.

Интонационное глиссандо от максимально низкого до макс высокого звучания на звук «у-у» по схеме вдох – «у-у – глиссандо (выдох) –вдох.

На зафиксированной во время интонационного «взлета» высоте громко, с четкой артикуляцией пропеваются слова: «Высоко – высоко в небе солнышко». На зафиксированной во время интонационного «падения» высоте тихо пропеваются слова «Глубоко – глубоко в море темнота».

2. И.п. сидя на согнутых ногах, руки опущены. В макс. Низком регистре пропеваются слова: «Корни темные, подземные, живые».

Постепенно поднимаясь, произносятся слова в более высоком регистре:

«Вырастаем выше – выше к небу,к свету»

Стоя, подняв руки над головой, в высоком регистре:

«Расцветаем, радуемся солнцу».

Размахивая руками «ветками» с движениями корпуса: «Размахались мы зелеными ветвями».

Основная часть.

Общеразвивающие упражнения (с разными предметами).

1. С большим мячом. И.п. о.с., мяч в опущенных руках:

– поднять мяч (вдох) – Ах,

-  опустить мяч (выдох) – Ух.

2. С эспандерами.

- И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки вверх, сжимать эспандер и одновременно проговаривать сочетание гласных и согласных звуков «эль», «аль», «иль», «Ель», «Оль», «уль», «Юль». Вернуться в и.п.

Снова поднять руки, произносим наоборот согласную, а затем гласную «ль-а», льи, лья, льо, льу, лью.

3. С малыми мячами. 2 шт.

      - И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны на ладонях лежит мяч. Переносим тяжесть тела с одной ноги на другую, одновременно зажимаем мяч, переворачиваем кисть руки с зажатым мячом ладонью вниз и произносим на каждое движение звук «с».

4. С цветной спиралью. И.П.ноги вместе, носками зажимаем кольцо спирали внизу, за верхнее кольцо поднимаем спираль вверх, делаем вдох, на выдохе- опускаем спираль вниз, произносим: ш-ш-ш

5. С цветной спиралью. И.П.ноги вместе. Спираль держим перед грудью двумя руками, слегка растянутую. Выполняем вращение спиралью и произносим : д,т,к,х.

6. Приседание с листком бумаги на голове.

Уборка оборудования.

Основные виды движений.

1. Ходьба по наклонной доске – качеле, обратно возвращаемся по «живому»мешку (в мешке лежат пищащие резиновые игрушки).

2. Дети с завязанными глазами идут по колючему массажному коврику, по звуковому сигналу наклоняются, проползают по тоннелю с колокольчиками, когда ребенок вылезает из тоннеля, воспитатель из разбрызгивателя брызгает ребенку в лицо водой (после этого ребенок снимает повязку с глаз).

3. Прыжки в пакете боком через канат.

Музыкальная подвижная игра «Утица».

Релаксация. (Разработка «Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста», Маралов В.Г., Фролова П.П.)

Заключительная ходьба в колонне по одному.

Литература.

1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Москва, АРКТИ, 2002.

2.    Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.  Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. Москва, ВЛАДОС, 2001.

 

Ольга Анатольевна Лебеденко – зам. директора  по УВР,

Анна Евгеньевна Кокина - инструктор по физической культуре,

Сусанна Суреновна Матинян – музыкальный руководитель,

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Астрахани «Гимназия №2».